Советы по заправке автомобиля на ГБО — как правильно?
Нередко случаи ЧП с автомобилями на газу происходят из-за невнимательности хозяина авто или заправщика, который его обслужил. Публикуем несколько советов, как заправлять авто с ГБО безопасно.
Современные баллоны рассчитаны на заполнение до 80% их объема, т.е. если у Вас стоит емкость на 30 литров, то максимум в нее сможете «влить» 27.6 литров газа, при этом не малую роль играет температура воздуха. Дополнительные возможные 20% топлива не дает заправить отсекатель, который просто необходим по правилам техники безопасности, в противном случае Вы не только угрожаете своей, но жизни без винных людей. По сути, это серьезная неисправность, которую можно сравнить с бомбой замедленного действия, рано или поздно активируемая. Не переживайте по поводу того, что Вас обманут на АЗС. Подавляющее большинство колонок имеет электронное табло, которое высветит Вам заправленный литраж, тут же переведенный в денежный эквивалент.
Заправляясь газом на АЗС, не при каких обстоятельствах не старайтесь воткнуть «пистолет» самостоятельно, для этого имеется специальный обученный работник, который сможет быстро и безопасно выполнять такие работы. От вас потребуется разве что указать место расположения заправочного пистолета, при необходимости специального переходника на стандартную насадку.
Из особенностей: при высокой температуре воздуха заправка проходит несколько дольше и сложнее, поскольку в результате нагрева расширяется и объем газа внутри, образовывая тем самым избыточное давление. Наиболее пиковая нагрузка приходится на конец заправки. Для того, чтобы в баллон влезло больше газа, имеется не хитрая для этого процедура, порою вызывающая недоумение и менее опытных водителей. В этом случае достаточно раскачивать автомобиль в поперечном направлении для того, чтобы стенки внутреннего пространства баллона охлаждались газом, что неизбежно приведет к падению давления в магистрали.
Будьте бдительны и лишний раз старайтесь самостоятельно контролировать процесс заправки, особенно если работник АЗС отвлекся на какую то мелочь, соединение пистолета и заправочного устройства должны плотно прилегать друг к другу, при этом не допускается натяжения, перекоса и перегиба. Укажите лишний раз заправщику на то, если через уплотнительную резинку прорывается газ. Во–первых, это Ваши деньги, которые в прямом смысле слова выбрасываются на ветер, во-вторых, это неприятный запах в радиусе 50 метров для окружающих.
Не поленитесь проверить заправочный вентиль, который обязательно должен быть открытым в момент заправки, в противном случае есть риск его повреждения.
Категорически запрещается заправлять автомобиль при работающем двигателе, поскольку топливная магистраль в таком положении работает и есть риск резкого увеличения давления в магистрали, а это, в свою очередь, может привести к повреждению и выходу из строя клапанов, редуктора и других важных узлов системы.
Заправка автомобиля с ГБО: как правильно и безопасно заправляться газом?
Заправка автомобиля газом – это ответственный процесс, требующий к себе повышенного внимания и аккуратности со стороны автовладельца транспортного средства.
Несмотря на то, что все современные поколения газобаллонного оборудования характеризуются высоким уровнем безопасности, несчастные случаи на заправочных станциях по различным причинам всё же периодически происходят. Так, ошибка может быть допущена из-за халатности самого водителя при заправке газового баллона либо из-за нарушения установленных правил оператором (заправщиком) АЗС.
Правила заправки газового баллона
1. Согласно правилам безопасной эксплуатации газового баллона, для правильного функционирования системы ГБО его можно заправлять только на 80%. Оставшиеся 20% остаются незаполненными в целях обеспечения мер безопасности, поскольку при нагреве любой газ (метан, пропан) расширяется, создавая дополнительное давление на стенки резервуара. Соответственно, чтобы баллон не взорвался, он должен быть заполнен не до конца.
2. Нельзя самостоятельно заправлять газовый баллон, если на заправочном пункте имеется оператор или заправщик. Всё, что требуется в данном случае, это просто сообщить работнику о том, где именно установлено выносное заправочное устройство.
Если же на АЗС предусмотрена исключительно самостоятельная заправка баллона, то для этого необходимо выполнить следующие действия:
- подъехать к колонке на заправочной станции и заглушить двигатель;
- установить заправочный пистолет в ВЗУ, предварительно подсоединив к нему специальный переходник (если это требуется);
- включить подачу газового топлива и проконтролировать заполнение баллона;
- отсоединить заправочный пистолет и снять переходник, если он был установлен.
3. Перед тем, как отправиться на заправочную станцию, газовый баллон необходимо внимательно осмотреть. Так, заправка автомобиля запрещается, если:
- на газовом баллоне имеются механические повреждения;
- были повреждены клапаны;
- произошёл перекос струбцины, присоединённой к баллону;
- закончился срок освидетельствования газового баллона;
- в салоне автомобиля ощущается выраженный запах газа;
- имеются любые неисправности в самой системе ГБО.
4. Очень важно уделять особое внимание и выбору заправочной станции: найдите такую АЗС, где стоимость газа будет не слишком низкой, а его качество будет вас полностью устраивать. Помните, что газ низкого качества плохо сгорает, приводя к тому, что двигатель начинает терять свою мощность. В результате автовладельцу приходится постоянно жать на педаль газа, увеличивая таким образом общий расход топлива.
Кроме того, в холодный период времени лучше отдавать предпочтение «зимнему» варианту газового топлива, в котором преобладает пропан, поскольку он лучше испаряется при отрицательных температурах. Однако и здесь нужно быть предельно внимательным: цена такого топлива выше, поэтому некоторые владельцы заправочных станций пытаются на этом заработать, продавая «летний» вариант газового топлива с преобладанием в ней бутана.
Помимо правил, которые необходимо соблюдать в процессе самой заправки газового баллона, важно не забывать и о правилах, действующих на самих заправочных станциях.
Так, на заправке запрещается:
- курить и использовать любые источники огня;
- заправлять автомобиль с не заглушенным двигателем;
- начинать заправку без разрешения оператора (исключение составляют лишь пункты с самостоятельным обслуживанием);
- заправлять автомобиль с находящимися внутри салона пассажирами;
- заправлять транспортное средство при неправильно установленном в заправочное устройство пистолетом.
Заправка автомобиля с ГБО газом в домашних условиях
В последние годы на рынке газобаллонного и заправочного оборудования особым спросом стала пользоваться мобильная газовая заправка, подразумевающая заправку автомобиля дома из сети бытового газа (из бытового баллона). Основное преимущество такого способа заправки заключается в существенной экономии средств, необходимых на заправку автомобиля, поскольку стоимость бытового газа в разы ниже стоимости газового топлива на АЗС.
В рамках данного способа заправки автомобиля можно купить уже готовую мобильную газовую заправочную станцию. Единственный минус заключается в том, что стоимость подобного оборудования очень высока, поэтому автомобилисты стали придумывать ему аналоги. Так, например, автомобили стали заправлять природным газом в домашних условиях от кухонной плиты или от газгольдера. Причём, никаких особых разрешений или требований по технике безопасности от автовладельца при этом не требуется.
Как правильно заправить автомобиль газом?
Заправка авто газом будет безопасной только в том случае, если настройки мультиклапана правильны и позволяют ему выполнять все перечисленные функции! Установку приспособления также следует доверять специалистам. Заправка ГБО до полного состояния при отсутствии 15-20% свободного от газа пространства способна привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому мультиклапан должен быть грамотно подобранным к баллону и находящимся в исправном состоянии.
Как заправлять газовые баллоны правильно?
Как заправлять газовые баллоны? Меры безопасности
В процессе заполнения баллона пропан-бутаном на АЗС строго воспрещается:
Использовать исправный переходник для заправки ГБО, заказать установку такого оборудования в автомобиль сертифицированным мастерам, своевременно проводить проверку работы мультиклапана, не пытаться закачать больше топлива, чем вмещает баллон, вовремя проходить ТО и соблюдать внимательность, пока газ перекачивается в емкость. Это все, что нужно для безопасного пополнения бака и спокойной езды на сжиженном горючем.
Заправляться газом очень просто, главное не нарушать технику безопасности. Рекомендуем посмотреть видео где девушку учат впервые заправлять газом машину самостоятельно.
Смотреть видео: Как правильно заправить автомобиль газом?
Порядок заправки газом
Перед въездом на территорию АГНКС водитель должен при наличии пассажиров попросить их покинуть кабину.
Перед началом заправки автомобиля КПГ водитель обязан:
— отключить бортовую электрическую сеть (массу);
— включить стоячный (ручной) тормоз;
— извлечь ключ из замка зажигания;
— отвинтить и снять пробку с наполнительного вентиля, предварительно очистив вентиль от грязи и масла;
— покинуть территорию заправочного бокса.
Находиться во время заправки автомобиля газом в боксе водителю категорически запрещается.
Перед началом заправки рабочий-наполнитель обязан:
— проверить положение запорной арматуры и давление газа по манометру на газозаправочной колонке; при этом вентили подачи газа и дроссель должны быть открыты, вентиль «на свечу» закрыт и давление газа равно нулю;
— подсоединить шланг газозаправочной колонки к наполнительному вентилю газобаллонной установки автомобиля (по указанию рабочего-наполнителя эту операцию может выполнить водитель, но обязательно под наблюдением рабочего-наполнителя);
— открыть наполнительный и баллонные вентили газобаллонной установки автомобиля и закрыть магистральный вентиль;
— подать оператору сигнал о готовности автомобиля к заправке нажатием соответствующей кнопки на заправочной колонке.
Оператор, получив сигнал о готовности автомобиля к заправке, должен произвести заправку баллонов автомобиля газом путем соответствующих переключений ключей управления (при дистанционном режиме) или нажатием кнопки на пульте управления (при автоматическом режиме работы газозаправочных колонок).
При ручном способе заправки автомобиля рабочий-наполнитель после подсоединения заправочного шланга и открытия наполнительного и баллонных вентилей (магистральный вентиль закрыт) обязан:
— проверить остаточное давление газа в газобаллонной установке автомобиля;
— открыть вентиль на газозаправочной колонке и произвести заправку баллонов автомобиля газом;
— по окончании заправки (давление газа в баллонах автомобиля при этом должно быть 19,6 МПа) закрыть вентиль подачи газа на газозаправочной колонке;
— закрыть наполнительный вентиль на газобаллонной установке автомобиля;
— открыть вентиль «на свечу»;
— убедиться по манометру, установленному на заправочной колонке, что давление газа равно нулю;
— отсоединить заправочный шланг от наполнительного вентиля автомобиля;
— закрыть вентиль «на свечу»;
— поставить в известность водителя об окончании заправки и количестве заправленного газа;
— убедиться в выезде автомобиля из бокса АГНКС.
По окончании заправки водитель газобаллонного автомобиля обязан:
— произвести расчет с АГНКС за отпущенный газ;
— убедиться, что баллоны заполнены и давление в них стабилизировалось;
— навернуть пробку на наполнительный вентиль;
— включить бортовую электрическую сеть (массу);
— открыть магистральный вентиль (электронный газовый клапан);
— убедиться (на слух) в герметичности газовой аппаратуры и правильности работы контрольно-измерительных приборов;
— пустить двигатель и выехать с территории АГНКС.
При заправке баллонов компримированным природным газом в целях безопасности необходимо соблюдать следующие правила:
— не наполнять газом баллоны, не прошедшие очередного освидетельствования и не имеющие соответствующего клейма;
— не наполнять баллоны газом при обнаружении нарушения герметичности в газопроводах, соединениях или газовой аппаратуре;
— герметично присоединять наконечник шланга к наполнительному вентилю автомобиля;
— не производить заправку баллонов газом при открытом магистральном вентиле;
— не стоять во время наполнения баллонов около наполнительного шланга;
— не отсоединять наполнительный шланг, находящийся под давлением;
— не подтягивать гаек и соединений под давлением;
— не производить какой-либо текущий ремонт и регулировку газовой аппаратуры;
— не стучать металлическими предметами по аппаратуре и газопроводам, находящимся под давлением;
— при случайной разгерметизации наполнительного шланга немедленно перекрыть наполнительный вентиль, чтобы воспрепятствовать выходу газа из баллонов автомобиля.
В случае аварийной ситуации независимо от режима заправки необходимо нажать кнопку «Авария» на газораздаточной колонке (такая же кнопка имеется и на пульте управления в операторской).
При нажатии кнопки «Авария» прекращается подача газа к колонке и осуществляется его сброс из технологической линии станции.