Как выбрать правильные летние шины
Что учесть при выборе летних шин
Шины разрабатывают с учетом условий их использования: зимние хороши на снегу и обледенелых дорогах при минусовой температуре, летние демонстрируют свои лучшие стороны в дождливые, жаркие дни теплого времени года. Разных свойств для колес летнего и зимнего сезона производители добиваются за счет специальных добавок в состав резины и вариаций в рисунке протектора.
Чтобы обеспечить безопасное вождение, следует вовремя «переобувать» автомобиль по сезону. Тогда вы насладитесь надежным сцеплением, уверенной управляемостью и эффективным водоотведением шин, которые работают в привычных для них условиях. В статье расскажем, на что стоит обратить внимание при выборе колес на лето.
Когда нужно менять зимние шины на летние
Чем могут подвести зимние шины летом: · за счет повышенной эластичности у них увеличивается тормозной путь, и ухудшается сцепление при температуре от +7°C; · из-за мягкости резина при плюсовых температурах становится более подверженной проколам, порезам, и быстрее изнашивается; · увеличивается расход топлива; · протектор хуже отводит воду во время езды в теплую дождливую погоду; · ухудшается управляемость на сухих дорогах; · повышается уровень шума.
Конечно, каждый автолюбитель решает сам, «переобувать» ли ему автомобиль в летние шины после окончания зимнего сезона. Некоторые водители предпочитают «донашивать» зимние шины лето, а на следующий холодный сезон приобретать новые. Но в любом случае, какие бы шины не были установлены на авто, нужно проверить, достаточная ли у них высота протектора. По закону эта величина не должна быть меньше 1,6 мм для езды по летним дорогам.
Высота протектора шин для летнего использования должна быть не меньше 1,6 мм
Какие летние шины выбрать?
При выборе колес на летний сезон следует учитывать несколько параметров: климатические и дорожные условия, тип и заводские рекомендации автомобиля, стиль вождения. Идеальный вариант найти сложно — это всегда компромисс. Большое значение имеет, что важно для самого автолюбителя и чего он ждет от шин. Далее в статье подскажем, на что нужно обратить внимание при выборе летних шин.
1. Первым делом нужно выяснить, шины какого типоразмера подходят вашему авто. Эти параметры указаны в технической документации и дублируются в табличке на стойке двери машины. Примечательно, что для одного автомобиля могут подойти шины разных размеров. Главное, не отклонятся от рекомендуемых производителем параметров.
В табличке на стойке двери авто есть информация о рекомендуемом давлении и типоразмерах шин
2. В каких погодных условиях и по каким дорогам приходится ездить летом? Если в зоне вашего проживания в теплое время года часто льют дожди, стоит присмотреться к колесам с дождевым рисунком протектора.
Для частых поездок по сельским дорогам рекомендуется выбирать автошины с повышенной прочностью. Для экстремальных путешествий по пересеченной местности необходимы шины для бездорожья классов AT, MT.
Шины для бездорожья
Автолюбителям, проживающих в южных широтах, круглый год можно использовать универсальные всесезонные шины. Они имеют усредненные характеристики на сухих, влажных поверхностях, справляются с небольшим снегом. В условиях суровой зимы такие шины уже небезопасны. В средней полосе России всесезонные шины пользуются популярностью у водителей коммерческого транспорта.
Всесезонные автошины
3. Выбирайте шины, исходя из типа своего автомобиля. Седанам, семейным автомобилям подойдут обычные городские шины. Если у вас внедорожник, присмотритесь к автошинам категории SUV, разработанным специально для тяжелых машин. У таких колес усиленный корд, рассчитанный на внушительные нагрузки, и соответствующие индексы скорости и грузоподъемности.
Если хочется еще большей надежности, обратите внимание на колеса с технологией RunFlat. Это усиленные шины. В случае повреждения такие колеса позволяют продолжать движение на расстояние до 80 км и скорости до 80 км/ч. Это актуально в длительных поездках, когда ближайшая станция техобслуживания может оказаться неблизко.
Для спортивных автомобилей рассмотрите шины UHP или колеса с дождевым рисунком, которые обеспечат точную управляемость и максимальную безопасность на мокром покрытии. Шины с высокими скоростными характеристиками маркируются аббревиатурой UHP — Ultra High Perfomance, что обозначает их повышенную производительность. Также в названиях спортивных моделей часто присутствует слово Sport.
Высокопроизводительные покрышки UHP
4. Важен ли для вас акустический комфорт? Некоторые водители признаются, что им все равно, насколько сильно шумят колеса, а вот другую часть автолюбителей гул во время движения сильно раздражает. Особенно это утомляет в длительных автопутешествиях. Если для вас принципиален низкий уровень шума в дороге, обратите внимание на значок динамика на евроэтикетке шины. Там указан уровень децибел. Соответственно, чем этот показатель ниже, тем тише шины.
Дизайн протектора шины тоже может рассказать о ее акустическом комфорте. У тихой шины, как правильно, меньше элементов на протекторе и они некрупные. В плечевых зонах прорезей немного, и они асимметричны по отношению друг к другу. Комфортные по шуму колеса чаще всего имеют асимметричный ненаправленный рисунок протектора.
5. Немаловажным параметром шин для авто является низкое сопротивление качению, от которого напрямую зависит топливная экономичность колес. Автошины с инновационным составом резины с добавлением большого количества силики в основном обладают низким сопротивлением качению. Уровень топливной эффективности можно посмотреть на евроэтикетке, где А – это самый высокий, а D – самый низкий показатель энергоэффективности.
Параметры на евроэтикетке шины
6. Какой у вас стиль вождения? Если любите высокие скорости и резкие маневры, ищите шины с повышенной прочностью и точной управляемостью, например, класса UHP. При спокойной манере вождения подойдут стандартные городские шины.
Рисунок протектора: какой выбрать?
Симметричный ненаправленный рисунок. Шины с таким дизайном протектора универсальны, предсказуемы в управлении, имеют достойное сцепление с гладкими и грунтовыми дорогами. У колес с симметричным ненаправленным рисунком хорошая самоочищаемость и защита от аквапланирования. Обычно модели с таким протектором можно найти в бюджетном ценовом сегменте.
Пример протектора с симметричным ненаправленным рисунком
Симметричный направленный рисунок. Колеса с таким протектором подходят для сухих и влажных покрытий, имеют хорошее сцепление при прямолинейном движении. Подойдут для длительных поездок по трассе. Протектор с симметричным направленным рисунком «ёлочкой» называют дождевым. Колеса с таким дизайном отлично отводят влагу, грязь, успешно противостоят аквапланированию. Недостаток шин с таким типом рисунка — повышенный уровень шума.
Пример протектора с симметричным направленным рисунком
Асимметричный рисунок — инновационная форма рисунка, сочетает в себе все лучшие свойства летнего протектора: хорошее водоотведение, уверенные сцепные и тормозные свойства, предсказуемую управляемость. Минус: часто шины с асимметричным рисунком — это не бюджетный вариант.
Шины с асимметричным рисунком протектора
Как правильно подобрать шины для автомобиля
С тем, как правильно подобрать диски для автомобиля, мы уже разобрались. Теперь наша задача – подобрать шины. Маркировок на боковине шин, пожалуй, не меньше, чем параметров у диска, но в целом подобрать шину несколько проще. Выясним, что значат цифры вроде «185/70 R14 88H», и как с ними совладать.
Нужно правильно подобрать шину для диска с указанными параметрами или конкретного автомобиля.
Выбирая шины, нужно учесть следующие параметры:
- сезонность;
- тип протектора;
- тип конструкции шины – камерная или бескамерная;
- тип конструкции корда;
- монтажный (или посадочный) диаметр;
- ширина шины;
- высота профиля;
- индекс нагрузки;
- индекс скорости.
Как и в случае с выбором дисков, оговоримся сразу: если на этом этапе вам расхотелось разбираться в цифрах и индексах, вы можете просто воспользоваться шинным калькулятором любого крупного интернет-магазина или онлайн-сервиса, где можно будет моментально подобрать шины, указав модель вашего автомобиля или характеристики имеющихся дисков.
Однако если вы продолжаете читать, то вам уже сейчас стало понятно, что на деле вышеприведенный список параметров быстро сокращается до двух-трех пунктов, поскольку большая часть из них – очевидные или субъективные характеристики. Пойдем по порядку.
Сезонность – очевидный параметр: на момент выбора резины вы прекрасно понимаете, зимние или летние шины вам нужны. Вопрос выбора так называемой «всесезонной» резины и ее применимости в условиях круглогодичной эксплуатации – тема для отдельного разговора, так же, как и выбор грязевой или «универсальной». Здесь лишь стоит сказать, что зимние шины должны иметь маркировку значком «снежинки» или буквами «M+S» или «M.S».
В целом протектор по строению рисунка бывает симметричным или асимметричным, а также направленным или ненаправленным. Симметричный ненаправленный протектор – самый простой базовый тип рисунка: такие шины наиболее распространены и недороги. Направленность протектора прежде всего повышает его способность к эффективному водоотведению из пятна контакта – это снижает риск аквапланирования. Ну а асимметричный рисунок протектора призван сочетать в себе хорошее водоотведение и курсовую устойчивость. Вопрос выбора рисунка проектора тоже заслуживает отдельного разговора.
По своей конструкции шины бывают предназначены для использования с камерой или без нее. Однако в современных условиях вопрос выбора конструкции шины практически предопределен: практически все современные легковые шины – бескамерные. Маркируются такие шины надписью « Tubeless » (что означает «бескамерная») или « TL ».
Тип конструкции корда – силовой части шины, ее «скелета» – тоже характеристика, не требующая большого внимания при выборе современных шин: практически все они сегодня – радиальные. Этот факт обозначается той самой буквой « R » в маркировке шины: например, пометка «185/70 R 14 88 H » означает, что это радиальная шина с посадочным диаметром 14 дюймов, а не «радиусом» 14 дюймов, как часто ошибочно говорят и считают.
Это тоже простой параметр, если у вас уже есть диски, для которых вы выбираете шины: посадочный диаметр шины обязательно должен совпадать с диаметром диска. Если же вы выбираете диски вместе с шинами, нужно уточнить в руководстве по эксплуатации, диски какого диаметра допустимы для использования на вашей модели, и уже затем подобрать к ним шины того же размера.
Ширина шины – первый цифровой индекс, отражаемый в маркировке шины. Указывается он в миллиметрах: шина 185/70 R 14 имеет ширину 185 миллиметров. Это, пожалуй, первый параметр из нашего списка, который может варьироваться при выборе шины для определенного диска или автомобиля.
Дело здесь в том, что диск тоже может иметь разную ширину, а шина должна сидеть на диске правильно. Слишком узкая шина будет сидеть на диске «домиком», что недопустимо из-за высокого риска самопроизвольного разбортирования, а слишком широкая – «грибом», что также недопустимо. Отдельные направления тюнинга вроде stance считают посадку «домиком» красивой и выносят ее в отдельный стилевой элемент, однако с точки зрения гражданской эксплуатации она не оправдана и неправильна.
Каждая модель автомобиля имеет несколько вариантов диаметра диска и размерности резины, пригодных для эксплуатации. Все эти варианты, рекомендуемые производителем, перечисляются в руководстве по эксплуатации автомобиля: из этих данных и стоит выбирать. В свою очередь, диск определенной ширины имеет несколько допустимых вариантов шин. Здесь выбор стоит производить в зависимости от желаемых характеристик.
Во-первых, более широкая резина обычно обеспечивает большее пятно контакта с дорогой и, соответственно, лучшее сцепление с поверхностью. Во-вторых, при условии одинакового диаметра, шины большей ширины имеют меньший профиль – о нем поговорим чуть ниже. В-третьих, шины большей ширины имеют большую массу, что слегка отразится на динамике автомобиля и расходе топлива. Ну а в-четвертых, с ростом ширины шин растет их склонность к аквапланированию. Кроме того, шины разной ширины имеют разную конечную стоимость – как правило, за дополнительные миллиметры придется доплатить и несколько дополнительных сотен рублей. Таким образом, ширину шин нужно выбирать с учетом допустимого производителем диапазона и желаемых характеристик.
Высота профиля, или серия – второй индекс, отражаемый в маркировке шины. Указывается он в процентах от ширины шины: то есть, это отношение высоты профиля к ширине в процентах. Например, шина 185/70 R 14 88 H имеет высоту профиля в 70% от ее ширины. Посчитать высоту в миллиметрах несложно: нужно помножить ширину на профиль и разделить на 100 – для наших шин этот показатель составляет 129,5 миллиметров.
Высота профиля влияет на характеристики шины. Во-первых, более высокий профиль обеспечивает лучший комфорт и устойчивость к пробоям. Более низкопрофильные шины, соответственно, лучше передают профиль дороги на подвеску и кузов, а также более склонны к повреждениям при попадании в дефекты дорожного полотна. Во-вторых, более низкий профиль обеспечивает лучшую управляемость, а более высокий – напротив, большую «валкость» автомобиля. В-третьих, как уже было сказано выше, при условии одинакового диаметра шины большей ширины имеют меньший профиль – это нужно учитывать при выборе в соответствии с желаемыми характеристиками.
Индекс нагрузки – параметр, отражающий максимально допустимую нагрузку на шину при ее эксплуатации. Обозначается цифровым индексом, указывается после геометрических параметров шины: например, наша условная шина 185/70 R 14 88 H имеет индекс нагрузки 88. Расшифровку индекса можно посмотреть в таблице, приводимой производителем шин – в нашем случае индекс 88 означает допустимую нагрузку в 560 килограммов. При выборе же покрышек стоит учитывать, что максимальная разрешенная масса автомобиля, соответственно, не должна превышать показатель максимальной нагрузки, помноженный на 4 — по числу шин на автомобиле.
Индекс скорости – параметр, отражающий максимально допустимую скорость, при которой шина сохраняет свои эксплуатационные характеристики. Это буквенный индекс, расшифровку которого тоже нужно уточнять в таблице, приводимой производителем. Шины одного диаметра могут иметь разный индекс скорости в зависимости от других параметров – ширины, профиля, состава резиновой смеси и, соответственно, цены. Если параметр максимально допустимой скорости эксплуатации важен для вас, то вам нужно выбирать шины высокой ценовой категории с лучшими потребительскими качествами.
7 главных принципов выбора летних шин
Все новые автомобили продаются на летних шинах, и очень мало кто сразу после покупки машины меняет их на другие. Поэтому, вероятнее всего, шины вашего автомобиля износились — раз уж вы задумались о покупке новых. И, скорее всего, вы будете сравнивать новые шины со своими прежними. А вот это очень важный момент, хотя о нем мало кто задумывается.
Совет 1. Размер
Допустимые для вашего автомобиля размеры шин указаны в инструкции по эксплуатации. Но проще посмотреть табличку, приклеенную в проеме водительской двери или на крышке лючка бензобака, где указаны и размеры шин, и давление в них при разной нагрузке.
У большинства автомобилей на таких табличках указано несколько допустимых диаметров шин. Выбор за вами, но готовы ли вы поменять вместе с шинами и диски? Если диски останутся прежними, то у большинства автомобилей можно немного, на +/- 5%, менять высоту профиля и на +/- 10 мм ширину. Это является внесением изменений в конструкцию транспортного средства и, по-хорошему, должно быть узаконено, что сопровождается записью в ПТС и СТС. Но, как правило, на столь небольшие изменения никто внимания не обращает. Безопаснее всего придерживаться допущенных заводом-изготовителем автомобиля размерностей.
Совет 2. Широкие и узкие, низкие и высокие, SUV и нет
Широкие шины обеспечивают большее пятно контакта, лучшую устойчивость, разгон и торможение. Узкие шины стабильнее ведут себя в асфальтовой колее. Чем больше высота профиля шины, тем она прочнее. Чем меньше высота профиля, тем больше риск повреждения боковины.
В одной и той же размерности порой можно встретить как обычную легковую шину, так и предназначенную для кроссоверов. Часто в обозначение таких шин входит аббревиатура SUV. Еще бывают шины повышенной грузоподъемности — XL. Такие шины прочнее, тяжелее и более износоустойчивы.
Если у вас обычный седан или хэтчбек, то шины SUV или XL обеспечат достаточный запас прочности при езде по плохим дорогам. И, наоборот, имея кроссовер, который ездит исключительно по хорошим дорогам, можно сэкономить, установив легковые шины. При подборе важно, чтобы сумма величин разрешенных нагрузок на пару шин превосходила массу, приходящуюся на более нагруженную ось. Нагрузка по осям приводится в табличке с VIN-номером и расположена под капотом либо в проеме двери.
Индексы грузоподъемности (ИГ) шин для легковых автомобилей
Совет 3. Цена и качество
По соотношению цены и качества все шины можно поделить на три группы: брендовые, второй эшелон – зачастую принадлежат ведущим компаниям, но чуть проще и дешевле, и, наконец, продукция заводов, только пытающихся завоевать рынок. К первым безоговорочно относятся шины классических, известнейших производителей. К примеру, хорошо известный во всем мире Continental. Вторые – это часто суббренды, некогда самостоятельные марки, попавшие под крыло шинных гигантов. К примеру, Gislaved, принадлежащий ныне той же компании Continental. К третьим можно отнести китайских и часть отечественных производителей, шины которых все больше подтягиваются по качеству ко второй группе. Если бюджет покупки определен, то и сориентироваться среди этих трех групп проще. Рекомендую «золотую середину» — суббренды топовых производителей шин: их продукция не сильно уступает по характеристикам покрышкам именитых брендов и стоит при этом относительно недорого.
Совет 4. Рисунок протектора
Всего для легковых машин существует три типа рисунков протектора: симметричный, направленный и асимметричный. Первый чаще встречается на самых доступных по цене шинах небольшого размера. Для такого типа характерны относительно высокий уровень шума и средние сцепные свойства. Зато такие шины можно как угодно переставлять на автомобиле, с тем чтобы все четыре покрышки изнашивались равномерно. Также их можно переставлять на диске другой стороной.
Направленный рисунок протектора лучше отводит воду из пятна контакта и в большинстве случаев чуть тише при езде, чем шины с симметричным рисунком. Но самые тихие и обеспечивающие превосходную управляемость — это шины с асимметричным рисунком протектора. У таких покрышек все зоны протектора работают с максимально возможной эффективностью в различных режимах движения.
Я всегда рекомендую избегать шин с направленным рисунком протектора. Причина банальна: дороги у нас в стране не всегда хорошие — повредить одно или сразу два колеса очень легко. Отремонтированную шину лучше установить на заднюю ось — так безопаснее. Ненаправленные или асимметричные шины при этом можно переставлять на автомобиле произвольно, независимо от стороны установки, а вот направленные привязаны к одному борту машины.
Совет 5. Нагрузка и скорость
Индексы нагрузки и скорости должны превышать возможности вашего автомобиля. Но излишний запас по этим параметрам сделает шину жесткой и тяжелой, что плохо скажется на комфорте и расходе топлива.
Чем легче шина, тем лучше. Технологии Energy Saver присутствуют в некоторых дорогих шинах и действительно обеспечивают экономию топлива. А при выборе обычных шин отдавайте предпочтение более легким, они также снизят расход топлива.
Совет 6. Советы соседа
Не обращайте внимания на рекламные заявления производителей. Каждый кулик хвалит свое болото. Нет смысла слушать советчиков – соседей по гаражу или коллег на работе. Вы услышите мнение одного человека о достоинствах и недостатках шин его размера на его автомобиле. Нельзя судить целиком о бренде, если вам или еще кому-то не понравилась конкретная модель шин. Ведь фирма выпускает линейку шин, в которой могут быть разные модели. Каждая модель шин сильна в одних дисциплинах и похуже в других.
Прислушиваться можно лишь к рассказам о ходимости и прочности интересующей модели шин. Такие отзывы более-менее объективны.
Помните, что чем дороже шины, тем выше от них ожидания. Если дорогая покрышка хоть чуть не оправдала надежды — сразу «отстой». А дешевые шины народ чаще называет приемлемыми. Для каждого автовладельца в шинном мире своя точка отсчета: кто поездил на шинах именитого бренда, вряд ли одобрит малоизвестный китайский бренд.
И еще: обзоры шин в интернете не всегда дают верную картину, но рейтингам нашего издания, которые мы публикуем после всеобъемлющих тестов, доверять можно. Первым делом смотрите в итоговых таблицах тот параметр, который вас интересует больше всего.
Совет 7. Место покупки
На рынке, в специализированном магазине, в супермаркете или интернет-магазине с доставкой — выбор большой. Но везде нюансы. На рынке велика вероятность купить дефектные шины, которые неправильно хранились. Супермаркеты порой предлагают шины по очень низким ценам, и, если шины не провалялись на складе много лет, можно брать. Но выбор производителей и размеров сильно ограничен. Шансов, что вы найдете нужную модель и размер, не так много.
Интернет-магазины удобны, но привезут вам «кота в мешке». Дату производства, а то и страну, где изготовили шины, вы увидите только в момент доставки. Не понравится – можно отказаться. Жаль только времени, потерянного на ожидание доставки. Кроме того, многие интернет-магазины шин работают только по предоплате.
Специализированные магазины хороши тем, что перед покупкой товар можно осмотреть, а в случае покупки еще и бесплатно или со скидкой переобуть свою машину. Это, пожалуй, самый безопасный и удобный вариант покупки.
Универсальный совет
Не ездите на старых и изношенных шинах. Вовремя установленные новые покрышки могут уберечь вас от крупных неприятностей, сэкономив в итоге много больше, чем стоит комплект новых шин.
Экономим при покупке резины: 7 советов
Для начала освежим наши знания в области автомобильных шин, чтобы понять те способы экономии, которые будут описаны ниже.
Основная характеристика покрышки — ее ширина (мм), высота профиля (% от ширины) и посадочный диаметр (в дюймах). Все данные указаны на самой покрышке. Выглядит это так: 225/45/R17 или 195/65/R15. Рядом обычно указывает индекс нагрузки и скорости (к примеру, 95Н). Индекс нагрузки представляет собой число от О до 279 (условные обозначения), соответствующее нагрузке в килограммах, которую способна выдержать шина при максимально допустимом внутреннем давлении воздуха. О скоростном индексе, как о способе экономии, поговорим ниже.
Для вычисления общего диаметра колеса (диск и резина) пригодится формула: 2 х (ширина х профиль) / 100 + посадочный диаметр х 25,4. Для тех, у кого с математикой туго, существует уйма т.н «шинных калькуляторов», доступных на просторах Интернета.
Знание общего диаметра колеса пригодится при переходе на диски большего или меньшего размера, а также при желании правильно сэкономить на размере резины.
Совет первый: размер имеет значение
Стоимость любой автопокрышки зависит, в основном, от двух характеристик: размера (ширины, профиля и диаметра) и фирмы-изготовителя. Что касается размеров, то тут все просто: чем больше — тем дороже. Еще один немаловажный аспект — распространенность того или иного размера. Приведу пример: прошлым лето я достаточно долго искал резину Bridgestone Potenza размерностью 215/40/R17, так как именно она идеально подходила для автомобиля (ширина 225 мешала повороту руля в крайних положениях, а профиль 45 на ямках терся об арку). В результате, я не только переплатил за редкий размер, но и, спустя три месяца, не смог найти замену, продырявив одно из колес.
Отсюда вывод: не покупайте колеса редких размеров. А как отличить редкий размер от распространенного? Да элементарно: просто зайдите на вэб-сайт любого магазина резины и поглядите списки предложений, вам все сразу станет ясно.
Стоит отметить, что рекомендации относительно размерности колес на конкретные модели часто дает сам производитель автомобиля. Эта информация есть в руководстве по пользованию вашим авто, либо, если сей фолиант утерян, ее можно найти в Интернете. Зачастую производитель приводит несколько вариантов размеров, которые вам подойдут.
Посадочный диаметр. Чем большего диаметра колесный диск, тем он дороже (и, зачастую, шикарнее). Так уж сложилось в автоиндустрии. То же самое с резиной. Поэтому настоящие специалисты по экономии покупают на зиму 4 колесных диска меньшего диаметра и соответствующую резину. Весь комплект может стоить даже дешевле, чем резина большего диаметра.
Здесь нужно помнить одну важную деталь: у любой машины существует минимально и максимально возможный диаметр колесного диска. Слишком маленькие колеса помешает поставить тормозной диск и суппорт, слишком большие — колесная арка, об которую огромные и модные «катки» будут тереться. При выборе дисков также обратите внимание на их ширину, вылет (или offset), диаметр центрального кольца, количество дырок под болты и расстояние между ними.
Профиль. Если вы решились на приобретение «зимних» дисков меньшего диаметра, стоит знать, что общий диаметр колеса не должен сильно меняться при смене размера диска. Т.е меньший диаметр диска должен быть компенсирован большей высотой профиля резины. Влияет ли высокий профиль на управляемость авто? Да, но если вы не собираетесь участвовать в снежном ралли, это не так важно. К тому же, низкопрофильная резина, в силу своих динамических характеристик, дороже средне- и высокопрофильной. Но, опять же, во всем надо знать меру: внедорожную резину на городскую малолитражку ставить не советуем.
Штампованные диски. Если вас не смущает их внешний вид (а зимой колеса все равно грязные) и вы не являетесь владельцем престижного люкс-седана или спорт-кара — смело покупайте штампованные диски, которые в отличие от «литья» гораздо сложнее погнуть, и стоят они в разы дешевле. Подберите симпатичные колпаки — и никто не учует разницы. Кроме вашего кошелька, конечно.
Ширина. Если вы все-таки решили использовать зимой те же диски, что и летом, попробуйте сэкономить на ширине резины, которая тоже влияет на стоимость. На одни и те же колесные диски можно поставить резину разной ширины. Допустимы вариации на пару «шагов» вперед-назад: вместо 205/55/R15 (общий диаметр колеса — 606,5 мм) вполне подойдет 195/60/R15 (общий диаметр — 615 мм) и в некоторых случаях даже 185/65/R15 (общий диаметр — 621 мм). Зимой предпочтительней более узкая резина с чуть более высоким профилем, так как она лучше «режет» снег и помогает преодолевать снежные заносы. Но не увлекайтесь: колесо не должно из-за сильно увеличившегося общего диаметра цеплять за арки или лонжероны. И помните про редкие размеры — с ними лучше не связываться!
Совет второй: индекс скорости
На большинстве современных покрышек помимо размеров и индекса нагрузки указан индекс скорости — допустимый предел скоростного режима, при котором возможна эксплуатация шины. Наносится на боковину покрышки в виде буквенного обозначения латинским шрифтом.
Самая «медленная» шина для легкового автомобиля обозначается буквой J (до 100 км/ч), самая «быстрая» — буквами ZR (более 240 км/ч) и Y (300 км/ч). Здесь важно понимать, что реальное значение максимально допустимой скорости зависит от фактической нагрузки на резину.
А теперь подумайте, с какой максимальной скоростью вы собираетесь передвигаться зимой. 200 км/ч? 250 км/ч? Вряд ли. Так зачем же переплачивать за скоростную резину, если вы не собираетесь устанавливать рекорды скорости? Каждая буковка стоит дополнительных денег, которые мы пытаемся сэкономить. Поэтому смело выбирайте покрышки с индексом скорости Q (160 км/ч), R (170 км/ч), S (180 км/ч) или, на крайний случай, H (210км/ч). И не позволяйте убеждать вас в том, что скоростная шина якобы крепче и обязательно дольше прослужит — все это полный бред. Также, если вы не являетесь водителем микроавтобуса, не стоит тратить лишние деньги на т.н «усиленные» шины, которые имеют на боковине маркировку Reinforced или RF.
Совет третий: в мире брендов
Очевидно, что при покупке резины мы доплачиваем за бренд. Такие именитые премиум-производители, как Michelin, Continental, Pirelli, Bridgestone и GoodYear, гарантируют вам высокое качество и самые последние разработки. Вот только стоит все это удовольствие немалых денег. В то же время, у премиум-брендов есть дочерние предприятия, которые делают бюджетные шины. Например, у французской Michelin с 1995 года есть свой «анти-кризисный» бренд Kleber, а концерн GoodYear владеет сразу несколькими брендами, среди которых Dunlop, Sava, Fulda и Debica. Технологии, по сути дела, те же, просто модели покрышек у дочерних брендов более старые. Естественно, что у такой продукции есть все необходимые сертификаты качества, и они полностью соответствуют мировым стандартам. Цены на одни и те же размеры могут отличаться в 1,5-2 раза.
Совет четвертый: шипы или ламель
Главный вопрос, который мучает всех автомобилистов — почти «гамлетовский»: быть шипам или не быть? Он поделил людей на два лагеря, причем у представителей каждого есть свои вполне весомые доводы относительно необходимости или бесполезности шипов.
Но никто не станет спорить с утверждением, что все должно быть к месту. Как известно, шипованная резина имеет ряд преимуществ на укатанном снегу и обледенелой дороге, но на мокром асфальте или на рыхлом снегу такие покрышки обеспечивают худшее сцепление с дорогой, а посему неэффективны. Поэтому перед тем, как примыкать к тому или иному лагерю, стоит подумать, по каким дорогам вы обычно ездите. В городе, где улицы регулярно убирают, шипы могут оказаться бесполезными, а иногда — даже опасными. Эстонская зима в последнее время не балует снегом, поэтому все больше жителей городов предпочитает приобретать ламель вместо шипов. Не стоит забывать и про акустический комфорт, который предоставляет абсолютно любая ламель по сравнению с шипами.
Разговоры о том, что шипы стоит запретить, ведутся в стране давно, однако они до сих пор ни к чему не привели. Главным аргументом противников шипованной резины является доказанный факт: шиповка портит дорожное полотно, сдирая с него верхний слой. Ежегодные траты на ремонты дорог можно было бы сократить вдвое, не будь у нас в стране шипов — так говорят политики. Обычные пользователи все же предпочитают иметь возможность выбирать.
Шипованная резина запрещена во многих странах Европы, поэтому если вы собираетесь путешествовать на автомобиле, стоит заранее выяснить, пролегает ли ваш маршрут через «нешипованные страны».
Некоторые неопытные водители считают, что шипованная резина после нескольких сезонов использования чудесным образом «превращается» в ламель. Все это — полный бред. Вылетая из своих гнезд (а это обязательно происходит после парочки резвых стартов на сухом асфальте), шипы вырывают куски протектора и резина становится непригодной для использования.
Мы не против шипов, мы против нелогичного выбора, которому подвержены многие жители городов. Ложная уверенность, которую вселяют в неопытных водителей шипы, может привести к драматическим последствиям. Таким образом, перед тем, как сделать выбор, оцените частоту планируемых выездов за город и качество уборки улиц в вашем районе.
Совет пятый: рисунок протектора
По рисунку протектора зимнюю резину делят на на европейский и скандинавский типы. Скандинавский тип предназначен для более суровых зим (средняя температура воздуха ниже -5 градусов Цельсия). Специалисты советуют использовать в Эстонии именно такую резину, так как она более морозостойкая и обладает большим числом ромбовидных шашек, которые отводят снег и воду из зоны пятна контакта, обеспечивая лучшее сцепление в худших условиях. Это не значит, что европейская резина, предназначенная для теплых зим, приведет вас в кювет. Но зачем рисковать?
Отличить европейский тип резины от скандинавского просто: первый тип имеет протектор с глубокими продольными и поперечными канавками, поверхность крупных шашек насыщена большим количеством ламелей. Скандинавский тип обладает протектором с более широкими канавками, разделяющими узкие шашки, изрезанные глубокими ламелями. Как правило, они имеют площадки для установки шипов.
Рисунок протектора может быть направленным, ненаправленным и асиметричным.
Направленный рисунок протектора («елочка») позволяет быстро отводить воду из пятна контакта шины с дорогой и снижает риск всплывания колеса над водой, т.е аквапланирования. На таких шинах всегда есть маркировка в виде стрелки с надписью Rotation, которая указывает направление вращения колеса. Резину с направленным рисунком протектора нельзя переставлять с правой стороны машины на левую без демонтажа шины с диска.
Ненаправленный рисунок протектора является более универсальным вариантом, хотя зачастую на мокрой дороге он менее эффективен. Кстати, стоит такая резина дешевле, а ассортимент зачастую шире.
Асиметричные шины состоят из двух частей с разным рисунком, то есть правая часть — «дождевая», левая — «сухая». В таких шинах боковина внутренней и внешней стороны имеет разную жесткость. Так как внешняя сторона имеет большую нагрузку (особенно в поворотах), разная жесткость позволяет асиметричной шине лучше держаться за дорогу. На ассиметричной резине всегда есть маркировка Outside и Inside (или Side Facing Out и Side Facing Inwards), которая указывает на внутреннюю и внешнюю сторону шины. После правильной установки должна быть видна только надпись Outside или Side Facing Out. Асиметричные шины могут быть как с направленным, так и с ненаправленным рисунком протектора.
Шины с асиметричным рисунком протектора наиболее дорогие, зато одна покрышка сочетает в себе сразу несколько полезных свойств. Нужны ли они — решать вам. Все опять же зависит от условий эксплуатации автомобиля.
Совет шестой: покупка в Интернете
Хороший способ сэкономить при покупке резине — отказаться от похода в фирменный магазин в пользу заказа резины в Интернете. Правда виртуальный магазин нужно тоже выбирать с умом.
Ознакомьтесь с условиями доставки и проверьте наличие возможности вернуть товар (солидные интернет-шопы всегда готовы поменять товар или вернуть деньги). Ждать придется в среднем от 10 дней до двух недель (при заказе шины из Европы), но оно того стоит: во многих случаях комлект резины, даже учитывая стоимость доставки, обходится в полтора-два раза дешевле точно такого же, но с прилавка магазина. Не стоит искать в этом подвох, просто продавец, не тратящий деньги на аренду торговой площади, готов снижать цены ради притока клиентов. Интернет предоставляет возможность получить желанные шины, не вставая с дивана. Сравните цены — и вы будете приятно удивлены.
Если вы сомневаетесь в честности того или иного интернет-магазина, поищите в сети отзывы покупателей. Ведь в виртуальном пространстве слухи распространяются с неимоверной скоростью, поэтому если большинство покупателей удовлетворены покупкой, то, скорее всего, такая же участь ожидает и вас.
Совет седьмой: тесты резины
Еще один хороший способ выяснить, какая резина нынче славится отменными характеристиками — почитать труды журналистов. Наиболее требовательные пользователи каждый год с нетерпением ждут тестов резины, которые проводят крупные автомобильные издания. Зачастую для сравнения берутся модели из последних коллекций всех самых распространенных производителей.
У «Гаража» для проведения таких тестов, к сожалению, полностью отсутствуют средства. Зато они есть у наших коллег из российского журнала «АвтоРевю», которые каждый год публикуют подробные отчеты по шинным экспериментам. Из европейских изданий тестами славится немецкий журнал Auto-Motor und Sport. В любом случае, такие тесты в первую очередь дают представление о том, какими свойствами должна обладать хорошая зимняя резина, и предостерегают от покупки некачественного ширпотреба. Они не являются руководством к действию, но настоящий автолюбитель с их результатами обязательно ознакомится.
Запасаемся на зиму еще четырьмя дисками (можноштампованными) меньшего диаметра и покупаем более узкую и более высокуюрезину. Обращаем внимание на рекомендации производителя автомобиля.Если зимой предполагается ездить на тех же дисках, что и летом — всеравно ищем резину на один размер уже и выше. При подборе размеровобязательно пользуемся шинным калькулятором. Подбираем как можноменьший скоростной индекс. Выбираем шины среди моделей дочернихпредприятий премиум-брендов, избегая китайских подделок.