Зачем и что значат цветные полоски и кружки на шинах?
Существуют несколько типов цветных меток, которые наносятся краской на поверхность шины:
Цветные полоски и знаки на протекторе
Цветные полоски на шинах предназначены для облегчения их группировки и оптимизации логистики перемещения в местах хранения. Полосками обозначают страну происхождения, дату выпуска, рисунок протектора, размеры партии. Каждому виду информации назначена метка особого цвета, толщины и расположения, и знающий прочитает метки, как объявление о характеристиках товара.
Полоски информативны только для сотрудников в условиях завода, обычным покупателям автомобильной резины продольные цветные полоски ничего не добавят к критериям выбора.
Эксперты говорят, что метки ставятся на знак того, что шина прошла обкатку. Некоторые из них предлагают воспользоваться полосами на протекторе в качестве метки о стирании защитного слоя на новой резине. Значит, резина обкатана и готова к работе по заявленным заводским параметрам.
Цветными полосами шины маркируются для оптимизации логистики мест хранения. Допустим, голубая линия по окружности протектора обозначает размер, сезонность и так далее. Покупателю в России это неважно, а человек на погрузчике в Штатах, Японии или Китае, увидев полоски, знает куда их отвезти и где сложить. Так что все просто и без конспирологии, для нас это просто полоски, а для работников завода изготовителя – облегчение работы. Такая вот кооперация.
Резина с белой полосой
Шины с белой полосой имеют легендарную историю. Представьте, в начале минувшего века покрышки делали из натурального каучука с химическими наполнителями, и они были белыми! Быстрый износ каучука привел к тому, что в резину стали добавлять углеродистую сажу, из-за высокой цены добавкой наполняли только протектор, а боковины оставались белыми. Получалось, чем меньше белой полосы, тем дороже шины. Постепенно шины стали полностью черными. А белую полосу возродили на заводах Форда в 30-е годы, и она оставались в трендах до конца 50-х символом стиля и красоты, как дополнительная опция. Шины с белой полосой называют Вайтволлы (white walls) и Вайтстрайпы (white stripes), сейчас их выпускают для ретро автомобилей или спицованных колес, как элемент тюнинга.
Красная точка на шине
Красная точка обозначает самое жесткое место на шине, максимальную точку отклонения радиальной силы (Radial Force Variation). Красная точка является меткой силовой неоднородности, скопления разных слоев и материалов резины (каучука, текстиля, металлического корда и тд). Проставляется указания места совмещения с самой легкой точкой диска (желтая точка или буква L (light) во время заводского монтажа колеса, с целью выравнивания силовой однородности покрышки.
Опустили цены ниже нижнего Получите дополнительную скидку 3% по промокоду «блог» и покупайте шины и диски по самому низу
Sailun Atrezzo Elite
Sailun Atrezzo Eco
Arivo Premio Arzero
Красную точку, а иногда ее подменяет красный треугольник, можно встретить на оригинальных шинах производителя. При обычном монтаже на СТО монтажникам не рекомендуют пользоваться красной точкой как указателем установки.
Желтая точка на покрышке
Желтая метка на шине указывает, что в этом месте находится самая легкая часть. Как уже понятно, желтая точка на шине должна быть соединена при монтаже с самым тяжелым местом диска. Самое легкое место диска обозначено буквой L (light), чтобы достичь радиального баланса, оно должно быть на противоположной стороне от желтой точки. Самая легкая точка диска может маркироваться также синей, зеленой или другими цветами метки. Если маркировка на диске отсутствует – в этом случае монтажники должны совместить желтую точку на шине с самым тяжелым местом диска. На диске там находится вентиль закачки воздуха. Таким образом, самое слабое место шины и диска находятся в противоположных местах покрышки, предохраняя от возможного повреждения одновременно двух деталей колеса.
Разные метки на шинах
Особый случай необязательности касается именно меток на шинах. При монтаже колес рекомендовано пользоваться одной избранной меткой, относительно нее размещать остальные точки балансировки. Остальные метки использовать не нужно, но они должны быть в наличии. Каждая метка обозначает определенный этап проверки качества, поэтому их отсутствие должно вызывать понятное беспокойство. Хотя обозначения известны только производителям. Цвета маркировок также могут быть различными, и наличие цветной полосы свидетельствует о заводском происхождении покрышки.
Знатоки рекомендуют, какую пользу можно извлечь из маркировки полосок обычному покупателю покрышек в России: внимательно отобрать комплект шин с одинаковым набором полос. Например, маркировка одной партии одинаковая, в разных партиях покрышки могут различаться по весу на 20-30 граммов. Одинаковые наборы меток обозначают, что шины из одной партии, а для автомобиля всегда лучше, если комплект резины состоит из абсолютно одинаковых шин и дисков.
На российских и китайских шинах подтверждением качества шины служит белый круг или желтый квадрат. Если внутри их прописаны цифры, в них содержится информация о проверках для производителя.
Бывают такие слухи, что японская резина без маркировки производится где-то чуть левее Новгорода или повыше Перми, и они поддельные, о качестве не слышали. Такой миф тоже придется развеять, так как, видимо, в японском менеджменте другая система оптимизации логистики, и оригинальные шины оттуда часто приезжают без какой-либо маркировки. Что также не запрещено правилами, выпуск шин БЕЗ цветных полосок.
В рядах автовладельцев ходит множество догадок относительно происхождения и назначения цветных полос, кругов и других меток на шинах. Как правило, фантастические предположения развеиваются, как только человек узнает технологию нанесения краски на протектор, значение кружка или треугольника для монтажа, и загадочные полосы становятся понятным атрибутом изготовления шины или улучшения складского шинного хозяйства. Что тут можно посоветовать – читайте наш блог и узнавайте правдивую информацию о шинах, свойствах резины, технических возможностях покрышек. С наилучшими пожеланиями, ждем читателей в блоге 4 колеса.
Правила эксплуатации автомобильнах шин АЭ 001-04 от 2004г.*
* следует отметить, что настоящие Правила разработаны в соответствии с действующими отечественными и зарубежными нормативными и техническими документами (ГОСТ, ТУ, Правила ЕЭК ООН и др.).
Выписка «Правила эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04 от 2004г :
ВЫВОДЫ:
1. Цветные полоски на протекторе шины не несут никакой полезной информации для покупателя и шиномонтажника.
2. При проведении шиномонтажных работ желательно совмещать желтую метку на боковине шины с вентилем колесного диска.
Обозначения и маркировка автошин
1. TUBELESS – бескамерная шина, указывает на то, что шину надлежит использовать без камеры. Герметичное прилегание бортов шины к полкам диска достигается за счет плотного натяга, а также благодаря особым конструктивным элементам колесного диска (хампам). Накачивают бескамерную шину через специальный обрезиненный вентиль, снабженный уплотняющей пяткой, который герметично вставляется в отверстие диска.
Если надпись TUBELESS на боковине отсутствует, или вместо нее написано TUBE TYPE, то шина может использоваться только с камерой.
2. OUTSIDE (или Side Facing Out) – внешняя сторона и INSIDE (или Side Facing Inwards) – внутренняя сторона. Эти надписи используются для ассиметричных шин, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск.
3. TREAD PLIES и SIDEWALL PLIES – сведения о деталях конструкции шины. Особенности конструкции отражены в виде надписей, содержащих информацию о количестве слоев и материале корда брекера (TREAD PLIES) и каркаса (SIDEWALL PLIES).
Например, надпись TREAD PLIES: 2 STEEL + 2 POLYESTER + 1 NYLON, SIDEWALL PLIES: 2 POLYESTER означает, что брекер шины состоит из 2-х слоев металлокорда, 2-х слоев полиэстера и 1 слоя нейлонового корда, а каркас состоит из 2-х слоев полиэстера.
4. MICHELIN – компания-производитель или название брэнда.
5. ENERGY – название модели шины. В нем кроме рисунка протектора также отражены различные конструктивно-технологические особенности, отличающие данную шину от других. Каждая фирма пользуется своей системой кодов, поэтому одинаковые буквы и цифры в названиях моделей у разных производителей могут означать совершенно разные шины.
6. MAX LOAD – максимально допустимая нагрузка на шину, которая указывается в килограммах и английских фунтах. Например, MAX LOAD 515 kg (1135 lbs). Значение максимальной нагрузки дается для пиковых нагрузок, т.к. шина не должна постоянно работать под предельной весовой нагрузкой. Нельзя рассчитывать предельную массу автомобиля просто путем умножения MAX LOAD на 4. Полученная таким методом масса окажется сильно завышенной. Кроме того, при движении автомобиля по неровной поверхности возможно неравномерное распределение нагрузки на колеса. Номинальная нагрузка на шину при ее эксплуатации должна быть на 20-30 % ниже, чем MAX LOAD.
MAX PRESSURE — максимально допустимое давление воздуха в шине. Указывается в килопаскалях и фунтах на квадратный дюйм. Например, MAX PRESSURE 3.0 kps (44 psi).
7. 195/65 R15 – размер шины, включающий в себя несколько параметров, в том числе:
195 – ширина шины в миллиметрах, представляет собой расстояние между наружными сторонами боковин накачанной (!) шины. Иными словами – это ширина в самом широком месте, а не ширина протектора.
65 – высота профиля (серия шины), вычисляется в процентах от ее ширины. Этот параметр определяет высоту шины при указанной ширине шины. В нашем случае высота составляет 65 % от 195 мм, т.е. 126,75 мм. Высота профиля — очень важный параметр, потому что от него во многом зависят ездовые качества шин. Обратите внимание, что при увеличении ширины шины и при сохранении того же значении профиля, увеличивается и высота шины. Для некоторых типоразмеров высота профиля может не указываться, например 195 R15. Такие шины называются полнопрофильными, а отношение высоты к ширине у них составляет 80 % или 82 %.
15” – внутренний диаметр шины, указывается в дюймах (1 дюйм = 2,54 см). Он же является внешним монтажным диаметром диска, на который данную шину нужно устанавливать.
8. 91 – индекс (коэффициент) нагрузки — цифровой показатель предельной весовой нагрузки, на которую рассчитана шина при допустимых для нее величинах скорости и давления воздуха. Это условный показатель, выраженный в относительных единицах. Расшифровка нагрузочных индексов (в килограммах) приводится в специальных переводных таблицах. Зачастую нагрузка расшифрована на боковине самой шины надписью MAX LOAD. Некоторые модели предусматривают разную нагрузку на шины, установленные на передних и задних осях (это относится к шинам для легких грузовиков). В отдельных случаях на спортивных шинах класса ZR нагрузочные индексы вообще могут отсутствовать.
9. Т – индекс скорости, обозначается латинскими буквами и указывает на максимально допустимую скорость движения, при которой производитель гарантирует, что шина не разрушится и будет сохранять заложенные в нее эксплуатационные характеристики. В целях безопасности, для постоянной эксплуатации рекомендуется скоростной режим на 10-15 % ниже, чем предельно допустимый. Расшифровка скоростных индексов приводится в специальной таблице.
10. REINFORCED – усиленная шина. Для микроавтобусов и легких грузовиков выпускаются специальные, многослойные усиленные шины с высокими индексами нагрузки. Прочность (несущая способность) каркаса оценивается так называемой нормой слойности – PR (Ply Rating). Для легковых автомобилей обычно используют шины с нормой слойности 4PR. Легкогрузовые усиленные шины могут иметь норму слойности 6PR или 8PR и маркироваться надписью REINFORCED. Также, на них ставится буква ”C” (Cargo – грузовая) после обозначения посадочного диаметра, например: 195/70 R15 C.
11. TREADWEAR 260 – индекс износостойкости, указывается в относительных единицах. Определяется по отношению к «базовой шине», для которой его значение принято за 100 единиц (т.е. если его значение 260, то шина лучше «базовой»).
12. TRACTION A – индекс сцепления, имеет значения А, В или С. Шины с индексом А имеют наибольшую величину сцепления в своем классе.
13. TEMPERATURE A – температурный индекс. Это показатель, характеризующий способность шины противостоять температурным воздействиям. Как и предыдущий, обозначается символами А, В или С, по мере снижения значения показателя.
14. M&S (или M+S) – «грязь + снег». Такая маркировка присутствует практически на всех зимних шинах, и шипуемых и нешипуемых. Индекс M+S указывает на то, что шина рассчитана на эксплуатацию в зимних условиях или обладает способностью движения по грязи, снегу и льду.
15. Условные обозначения на соответствие требованиям нормативных документов. DOT – требования, разработанные Департаментом Транспорта США (DOT — Departament Of Transportation). Е17 – соответствие Европейским стандартам. В этих кодах содержится информация специального назначения и не представляет интереса для потребителя.
16. RADIAL и буква R (в указании размера) означают радиальную конструкцию шины. Подавляющее количество всех современных шин – радиального типа. Многие автолюбители ошибочно думают, что R означает радиус шины.
17. MADE IN … — страна изготовления.
Дополнительные сведения, имеющиеся на шинах:
a) ROTATION – стрелка на боковине, указывающая направление вращения шины, которое нужно соблюдать при установке на диск. Используется только для шин с направленным рисунком протектора.
b) Дата изготовления шины (неделя и год выпуска) зашифрована в специальной кодировке, состоящей из нескольких символов с цифрами на конце. Она расположена в овале на одной из боковин.
До 2000 года дата изготовления указывалась 3-мя цифрами, причем первые две означали неделю изготовления, а третья – год. У шин, выпущенных в 90-е годы, после всех цифр еще стоит небольшой треугольник. Пример: 389 – это 38-я неделя 1999 года.
С 2000 года введено 4-х значное обозначение. Первая и вторая цифра – неделя изготовления, а третья и четвертая – год. Пример: 2706 – 27-я неделя 2006 года.
c) STUDLESS – обозначение нешипуемых зимних шин.
d) LT (Light Truck) – маркировка на шинах, предназначенных для легких грузовиков.
e) TWI (Tread Wear Indicator) – индикатор износа протектора шины, выглядит в виде небольших выступов, расположенных на дне основных канавок протектора между шашками и показывает предельно допустимую степень износа. Высота этих выступов 1,6 мм от дна канавки. По ним легко определить остаточную высоту протектора. После снашивания протектора до уровня индикаторов TWI, эксплуатация такой шины считается небезопасной, особенно при движении по мокрой дороге. На это любят обращать внимание страховые компании при определении причины аварии. С учетом этого, следует рекомендовать клиентам своевременную замену шин, причем лучше всего это делать еще до достижения индикатора TWI.
На боковинах шины у самого края протектора, равномерно в шести местах по окружности (с каждой стороны шины), наносятся специальные метки, которые указывают на месторасположение индикаторов износа. Эти метки представляют собой либо упомянутую выше аббревиатуру — TWI, либо TWI со стрелкой, либо просто стрелку без букв.
Что означают цветные полоски на шинах
Автовладелец, который хоть раз приобретал покрышки, наверняка задумывался о том, что означают цветные полоски либо разноцветные кружки на шинах, точнее на их боковинах. Также имеют место быть треугольники, синие и, порою, белые точки. Для чего служат данные обозначения, и что они значат?
Все очень просто. Всевозможные знаки являются балансировочными отметками – они нужны для того, чтобы наиболее точно балансировать шину вместе с диском. Назначение меток прописано в документах, которые регламентируют порядок производства, маркировку и эксплуатацию шин в пределах Российской Федерации.
Исходя из этого, можно задать логичный вопрос: какой цвет должна иметь метка? Документы, регламентирующие данные вопросы в пределах Российской Федерации, не содержат в себе ни одного упоминания про цвет. Наверное, из-за того, что ГОСТ, который создали в далеком 1984 году, к сегодняшнему дню добрался без значительных поправок.
Маркировка автомобильных покрышек
Как грамотно использовать цвет балансировочной разметки, и какая из меток должна совмещаться с вентилем? Известный производитель шин Бриджстоун объясняет это таким образом:
- Желтая точка на боковой части шины Является общепринятой маркировкой самой легкой части шины. В момент монтажа покрышки на диск нужно совместить самую легкую часть на шине с самой тяжелой на диске, которой является ниппель. Так получается наиболее грамотная балансировка шины.
- Красная точка Зачастую имеется на покрышках, которые идут в оригинальной (заводской) модификации автомобиля. Она означает предельную силовую неоднородность. Она может появиться в результате всевозможных соединений всяких слоев резины.
- Колесные диски, которые идут в базовой комплектацией машины, также имеют маркировку наименьшей дистанции началом которой является центр диска, а концом — обод (белая точка либо иная разметка) и при монтаже колеса на заводе отметина красного цвета взаимодействует с данной отметиной на диске. Это нужно для уменьшения предельной силовой неоднородности. Соответствие меток гарантирует оптимальные силовые показатели колеса в сборе.
- Штамп (белый цвет), который имеет цифру Означает номер проверяющего, который отвечал за заключительный осмотр шины на заводе. Не более того.
- Полоски разного цвета, размещенные на протекторе покрышки Нужны для идентификации шин, которые расположены в стопке (магазин, склад и т.д.).
- Шине любого размера присвоен свой собственный цвет, толщина, а также расположение полосок. Хотя порою полоски различаются – это зависит от страны-изготовителя, даты выпуска и спецификации покрышки, причем даже на шинах с идентичным рисунком протектора, а также размером.
Выбор покрышек
Покупатели должны сперва обратить внимание на надписи, которые расположены на боковине шины: рисунок протектора, размер, страна-изготовитель, спецификация и прочее. Линии, расположенные на протекторе служат лишь заводскими значениями, и на них обычному покупатели не стоит заострять внимание. Достаточно лишь иметь ввиду следующею информацию:
- Полоски, обозначенные цветом и расположенные на протекторе шины не несут важной информации как для потребителя, так и для сотрудника шиномонтажа.
- В момент проведения процедур, связанных с шиномонтажом рекомендуется совмещать метку желтого цвета (боковина шины) с вентилем (колесный диск).
Теперь мы знаем, что значат цветные метки на шинах. Не каждая точка должна быть принята покупателем во внимание.
В ходе монтажа можно принимать во внимание одну из цветных отметин. В зависимости от цвета точки, располагать ниппель нужно соосно с маркировкой либо на противоположной стороне покрышки.
Однако, точки обязательно должны присутствовать на шине в знак того, что с покрышкой были проделаны все необходимые процедуры на заводе при изготовлении. В противном случае, отсутствующие точки должны насторожить и покупателя, и автомеханика, который будет производить монтаж покрышки на диск, ибо в таком случае можно говорить о несоблюдении производственных норм.