Как заменить цепь на велосипеде своими руками
Потребность в снятии/установке велоцепи возникает по разным причинам. Кто-то регулярно кипятит ее в парафине или воске, кто-то решил провести комплексную очистку в банке с бензином, а кто-то докатался до такого состояния, что цепь на велосипеде проскакивает при нагрузке и ее необходимо менять. Как это делать – интуитивно понятно, но кому операция в новинку, обойтись без пояснений и ответов на волнующие вопросы трудно.
На распутье двух технологий: методы замены изношенной цепи на велосипеде со скоростями
Основная цель процедуры – расцепить старую цепочку и соединить воедино новую. Прежде чем что-либо делать, убедитесь каким образом сцеплена цепка сейчас. Она либо представляет собой единое целое, либо имеет в своей конструкции разъемное звено (замочек). Это важно, поскольку тип скрепления определяет список необходимого инструмента и, собственно, методику обслуживания.
Замок/не замок
Итак, задача №1 в деле, как поменять изношенную цепь на велосипеде – выяснить, нет ли замочка. На грязной цепочке это определить трудно, поэтому почистите ее. Очищать не обязательно в полном соответствии с регламентной технологией удаления старой смазки с цепки .
Вполне достаточно смахнуть основной слой грязи с боковых пластин и покрутить педали в обратную сторону. Форма разъемного звена заметно отличается от других, и сразу бросается в глаза. Более подробно его конструкцию можно изучить по фото.
Техники расцепления
- Если в составе цепочки есть замочек, достаточно раскрыть его.
- Если цепка представляет собой единое целое, необходимо выпрессовывать одну из осей (пинов).
Как поменять цепь без замка на велосипеде с переключаемыми передачами
В случае отсутствия замка, технология замены цепка сводится к трем операциям:
- Выпрессовка штифта из любого звена.
- Укорочение новой цепочки.
- Постановка и запрессовка оси на новой велоцепи.
Как снять велосипедную цепку без замочка
Сперва расположите цепочку ближе к себе для того, чтобы было удобно ее снимать после размыкания и заводить на звезды новый аналог. Для этого достаточно отклацать задний переключатель в крайнее положение (самая маленькая звездочка), а передний – совместить с третьей зубчатой шестерней (самая большая звезда).
Выжать пин из звена гораздо проще, чем задвинуть его обратно. Выберите один из составляющих элементов цепки и выдавите ось любым из способов:
- Постукивая молотком через спицу или тонкий гвоздик.
- Выжимая твердым наконечником, зафиксированном на болте выжимки для цепи.
Важно! При выстукивании или выпрессовке задняя пластина звена должна в что-либо упираться. Например, в выжимающем устройстве для этого предусмотрено специальное ребро. Орудуя спицей и молотком, велоцепь можно положить на металлическую подложку (к примеру, рельсу, гирю) или твердый камень, но так, чтобы пину было куда выходить.
Выжимать удобнее на нижнем уровне. После рассоединения выводить цепку проще на холостом ходу, когда педали крутятся в обратную сторону.
К сведению. Не выпрессовывайте пин полностью. Его очень тяжело вставить во внешнюю пластину. Если не чувствуете позицию, действуйте ступенчато: сделайте оборот ручкой болта выжимки, снимите ее, оцените, можно ли уже размыкать звено. Ежели да, то выжимание считается оконченным, а в случае «нет» – снова ставьте выжимное устройство и повторите цикл действий.
Как укоротить цепочку
Обычно свежая цепь немного длиннее даже подуставшего изделия. Если поставить ее, не укорачивая, положение заднего переключателя не будет соответствовать требуемому. От этого страдает качество переключения скоростей.
Самый простой способ вычислить нужный размер – сравнить длины старой и новой цепки. Не обязательно пользоваться рулеткой, достаточно положить их рядом. Совместив с одной стороны оба конца, на другой увидим расхождение в габаритах. Лишние звенья выпресовываются по уже изложенной методике с учетом рекомендации по неполному удалению оси из отверстия.
Внимание! При удалении лишних звеньев соблюдайте логику их соединения: внешние пластины насаживаются на внутренние. Наружные пластинки на аналогичные внешние не сядут. Учитывайте конструкцию подвески: на двухподвесах длины цепочки должно хватать в положении полного сжатия амортизатора.
Как поставить новую велоцепь
Будем полагать, что все требования технологии, как подобрать цепь на скоростной велосипед , успешно выполнены. Т.е. перед вами деталь, подходящая по ширине задним и передним звездам и остается только ее надеть:
- Расположите изделие так, чтобы выдавленный штифт был ближе к вам.
- Проведите цепь по большой звезде системы в направлении холостого хода (обратному ездовому педалированию), продев ее через передний переключатель.
- Заведите цепочку на кассету и обойдите ролики переключателей по схеме, указанной на рисунке.
- Запрессуйте пин с помощью выжимки.
К сведению. Вжимать ось звена можно только выжимкой. При запрессовке попросите помощника или зафиксируйте задний переключатель куском проволоки так, чтобы цепь на нижнем ярусе провисала. Так можно практически исключить риск повреждения противоположной пластины.
Как заменить изношенную цепь с замком на скоростном велосипеде
Технология аналогична технике смены велоцепи без замочка: снять старую, укоротить новую и поставить ее. И можно сказать, что и здесь без выжимки не обойтись – лишние звенья нужно чем-то удалять.
Хотя здесь можно опустить рекомендацию по поводу неполной выпрессовки пина – в случае использования замка его как раз необходимо полностью удалять. И тогда альтернатива работает на 100%: молоточек и спица делают свое дело, а запрессовывать-то и ничего не нужно.
Внимание! Удаляя лишние звенья, смотрите как устанавливается замок: оба конца должны оканчиваться внутренними пластинами
Демонтаж замочка
По технологии замены цепи на велосипеде со скоростями рассоединение разъемного звена производится специальными пассатижами. На деле же можно взяться в области замка обеими руками (лучше в перчатках) и стягивать концы цепки друг к другу.
Монтаж замочка
Размыкаем и соединяем цепь
Стоимость: Нисколько, если у тебя цепь не шимановская и уже есть выжимка. Или около 10 рублей, если тебе понадобится купить соединительный шимановский пин.
Инструменты: Пассатижи, цепь, чистящая жидкость, щетка для чистки, емкость для мойки, качественная выжимка, жидкость, замещающая воду (WD40, GT85 и т. п.), соединительный пин „Шимано” (если у тебя шимановская цепь).
-Если у тебя цепь „Шимано”, то всегда держи при себе набор соединительных пинов. Тогда ты сумеешь соединить порванную цепь даже в поездке, хотя, конечно, нет ничего противнее, чем чинить цепь в пути (хуже только разве что порвать цепь по дороге к дому).
-Убедись, что пользуешься качественной выжимкой. Направляющие на дешевых выжимках изнашиваются, что приводит к негодности всей выжимки.
-Когда промываешь цепь, надевай резиновые перчатки или тщательно мой руки сразу после этого. Помни: дигризер сушит кожу на руках, делая их потрескавшимися и вызывая раздражение.
-Используй только водорастворимый или биоразлагаемый дигризер. Береги природу, мать твою!
-Сделай скобу из старой спицы, чтобы натянуть цепь при работе с выжимкой.
Как поменять цепь на велосипеде?
На видео, представленном ниже, показан процесс установки новой цепи на велосипеде. Инструкция подходит как для горных велосипедов, так и для шоссейных.
Как установить цепь — видео
- Выжимка цепи;
- Индикатор износа цепи (приспособление для проверки растяжения цепи);
- Велосипедная спица;
- Плоскогубцы;
Пошаговая инструкция
Элементы трансмиссии велосипедов большинства производителей, за редким исключением, совместимы друг с другом. Нужно только подобрать одинаковое количество скоростей трансмиссии и цепи. К примеру, для трансмиссии с девятью передачами понадобиться цепь, предназначенная на такое же количество скоростей.
1. Снятие старой цепи
Используя выжимку цепи, выдавите один из валиков (штифт, соединяющий звенья цепи) в нижнем проходе цепи. Если есть замковое звено, то достаньте его. После извлечения валика аккуратно снимите цепь с велосипеда.
При длительном использовании одной цепи без замен, возможно, понадобиться заменить и кассету.
2. Установка новой цепи
Необходимо убедиться, что цепь будет исправно себя вести при переключении на любую передачу, не повреждая другие части велосипеда. Для проверки цепь должна быть установлена на две самые большие звездочки, переднюю и заднюю. Даже если никогда не будете ездить на такой передаче.
Совместите два конца цепи и определите лишние звенья, которые необходимо удалить. Для фиксации цепи в таком положении используйте часть велосипедной спицы.
При использовании цепей фирмы Shimano на одном конце должно оставаться звено с внутренними пластинами, на другом — с внешними. В цепях производителей SRAM и KMC на обоих концах должны быть звенья с внутренними пластинами.
После того, как определена необходимая длина цепи, удалите ненужные звенья. Перекиньте цепь обратно на самые маленькие звездочки.
Внимание! В полно-подвешенных горных велосипедах нужно убедиться, что длины цепи хватает при сжатии подвески.
4. Соединение цепи
Регулярная чистка и смазка — лучший способ продлить срок службы цепи. Пользуйтесь специальной смазкой, предназначенной для велосипедных цепей. Смазывайте каждый ролик. Смазывайте цепь только изнутри, на наружной стороне смазки быть не должно.
Не стоит прокручивать цепь в обратную сторону и наносить смазку в спешке. Помимо повышенного расхода средства, можно перегрузить звенья. Всегда удаляйте тряпкой лишнюю смазку. После езды в мокрую погоду вытирайте цепь насухо и наносите смазку заново. Это предотвратит появление ржавчины и растяжение цепи.
Изношенные звенья
Бытует мнение, что цепь растягивается из-за неправильной езды. На самом деле, эффект удлинения цепи является следствием износа роликов и валиков. По мере своего износа цепь повреждает зубья звездочек, что приводит к проскакиванию цепи. Существуют специальные инструменты для определения износа цепи.
Более простым способом определения износа цепи является замер 12 звеньев. Если число окажется равным 308 мм или выше, то цепь вместе с кассетой требуют замены. В новой цепи длина 12 звеньев составляет ровно 304,8 мм.
Выжимка и индикатор износа цепи
Существует большое разнообразие выжимок разного размера от различных производителей. Стоит отметить, что этот инструмент, безусловно, необходим для тех, кто хочет менять цепь сам. Износ цепи можно определить с помощью обычной линейки. Но для постоянного контроля лучше приобрести специальный инструмент – индикатор износа цепи.
Как разъединить и соединить цепь велосипеда
Зачем ее снимать? Во-первых, цепь изнашивается и периодически ее нужно менять. Во-вторых, не сняв цепь, не поменять переключатели скоростей на велосипеде. И это еще не все причины знать, как снять цепь с велосипеда. В-третьих, иногда есть нужда укоротить слишком длинную цепь. И, наконец, в-четвертых, ее элементарно нужно помыть. Последнее можно делать и не снимая, но удобнее и эффективнее будет-таки со снятой цепью.
Как разъединить цепь велосипеда?
Замок на цепи
Многие цепи на современных велосипедах оснащены замком. Он позволяет разомкнуть цепь без инструментов. Сделать это можно и в полевых условиях, много сил и времени у вас это не отнимет.
Выжимка цепи
Если же нет замка, нужен специальный инструмент – выжимка цепи.
Ход действий:
- устанавливаем цепь в посадочное место выжимки цепи;
- вращаем винт выжимки, который постепенно выдавливает ось (пин), соединяющую звенья цепи между собой.
Выжимка цепи. Выдавливает ось (пин), соединяющую звенья между собой
Важные моменты
- Выдавливайте ось (пин) аккуратно, чтобы он не выпал, так как впрессовать его обратно – задача не из простых. Без этого цепь обратно не сомкнете.
- Некоторые выжимки имеют два посадочных места: для выпрессовывания-запрессовывания пина и для тонкой регулировки его внутри втулки. В случае с попыткой выпрессовывания пина посадочным местом для тонкой регулировки, рискуете повредить цепь или инструмент.
- Несколько раз приходится размыкать одну и ту же цепь – выбирайте разные звенья, так как уже после первой выжимки они расшатываются, в результате чего их прочность снижается.
Как разъединить цепь без выжимки?
Перед тем как ломать голову, чем заменить выжимку, проверьте, не стоит ли на цепи замок. В случае если никакие звенья не повреждены, вы можете решить проблему с его помощью. Просто сдавите звено с замком по бокам с помощью пассатижей или специального съемника – и цепь разомкнется. Если под рукой нет инструментов, можете сжать замок с помощью нитки или веревки, обмотанной вокруг звена.
Чтобы разомкнуть цепь без замка, вам нужно выдавить из одного звена пин – небольшой соединительный штифт.
Перед началом работы нужно решить, чем заменить выжимку цепи. Найдите в своем арсенале все, что может пригодиться.
- Небольшой штырь, которым вы будете давить на пин: гвоздь, дюбель, сверло. По диаметру он должен быть чуть меньше отверстия в пластине на звене цепи.
- Поверхность с небольшим отверстием. Можете высверлить дыру в деревянном бруске, найти небольшую щель, например, между плитами, а можете просто взять гайку.
- Молоток или другой тяжелый предмет, которым можно выбить пин.
Теперь можно приступать к делу:
- Выберите участок цепи, который будете разъединять. Если цепь до этого уже размыкали, постарайтесь выбрать звено, которое раньше не трогали.
- Положите звено на гайку или поверх любого отверстия, в которое поместится пин, но не провалится весь участок цепи.
- Аккуратно постучите молотком по звену, чтобы пин сровнялся с верхней пластиной.
- Возьмите гвоздь, дюбель или другой штырь и поставьте его на пин, придерживая руками. Постарайтесь установить все как можно ровнее. Иначе при выбивании вы можете повредить звено.
- Чтобы выбить пин, стучите молотком по штырю. Делайте это аккуратно и иногда проверяйте, не перекосился ли пин. Остановитесь, когда пин практически полностью выйдет из звена. Не допустите, чтобы он выпал – потом будет очень сложно вставить его обратно.
- Разомкните цепь руками.
После выбивания пин должен быть зафиксирован в отверстии с одной стороны звена.
Как соединить цепь без выжимки?
Вам нужно сделать почти все то же самое, только в обратном порядке:
- Сомкните звенья цепи.
- Положите конструкцию на поверхность так, чтобы выбитый пин оказался сверху.
- Постучите по пину молотком. Периодически проверяйте, чтобы он не перекашивался.
- Когда пин окажется внутри звена, согните цепь в этом месте. Если она сгибается туго, разомните ее руками. Можете приложить штырь с другой стороны звена и постучать по нему молотком, пока пин не встанет ровно.
Как снять и укоротить велосипедную цепь?
Если велосипедная цепь новая, или же значительно провисает, скорее всего она слишком длинная для вашего велосипеда. Поэтому вам необходимо сначала отрегулировать ее длину. Звенья также склонны растягиваться со временем, однако не нужно укорачивать цепь для решения этой проблемы. Растяжение является признаком износа, и как только значение на измерителе растяжения превышает рекомендуемый максимум, ее нужно незамедлительно сменить. В противном случае, вы рискуете быстрее износить звезды, а так же сломать переключатели. Да и поломки, как правило, случаются в самый неподходящий момент.
1. Определите, нуждается ли цепь в замене.
Отсчитайте 12 звеньев и измерьте их длину от первого до последнего пина (контакта). Расстояние между этими контактами должно составлять 30,5. Если измеренное расстояние более 30,80 сантиметров, то вам необходимо заменить цепь. Такой способ эффективен, поскольку при износе растягивается каждое звено.
Если расстояние между 12 звеньями правильное, и у вас старый велосипед, попробуйте ослабить заднее колесо и потянуть его назад. Таким образом можно убрать провисание, образовавшееся после длительной эксплуатации велосипеда. Если расстояния, на которое возможно подвинуть колесо, не хватает, то цепь нужно укоротить.
2. Купите универсальный съемник цепи, если у вас его нет.
Этот инструмент выталкивает пины, чтобы можно было удалить звено. Его еще называют выкруткой или выжимкой. Если вы знаете марку и модель вашей велосипедной цепи, вы можете отыскать специализированный инструмент. Также, существует инструмент с аналогичным названием, но для съема цепи, на которой есть замок. Это приспособление похоже на плоскогубцы/кусачки, но с небольшими металлическими «усиками» на концах.
3. Установите велосипед на подставку для велосипеда.
Если у вас нет подставки, прислоните его к чему-то крепкому, желательно поставив вверх колесами. Идеальный вариант — подвесить в велосипедной стойке. Это облегчит удаление старой и установку новой цепи.
4. Очистите цепь, если она грязная.
Используйте высококачественный биоразлагаемый очиститель цепи или изопропиловый спирт для растворения грязи или жира. Благодаря очистке вам будет проще найти соединительный пин или замок на цепи. Да и работать будет легче и приятнее.
5. Найдите замок или соединительный пин.
Ваша цепочка может иметь или не иметь замка или вышеупомянутого пина. Замок легко обнаружить, потому что он обычно немного светлее / темнее, чем другие звенья в цепи. Он также может быть немного другой формы, нежели остальные звенья, иметь специальную пластину с пазом-защелкой. Эта пластина обычно имеет овальное отверстие увеличенного размера вокруг одного или обоих пинов. Для снятия цепи этого типа, вам понадобится вышеупомянутый инструмент, похожий на плоскогубцы.
6. Прокрутите педали, пока соединительное звено не окажется между передними и задними звездами.
Это облегчит доступ к нему. Далее воспользуйтесь подходящим инструментом из тех, что мы упоминали выше.Откройте замок/ выжмите пин, и положите туда, где эта деталь точно не потеряется. Существует множество дизайнов и вариантов устройства замков. Некоторые поворачиваются, чтобы пин выдвигался, а другие открываются при сгибании. Некоторые из них также являются одноразовыми и могут быть удалены только путем сгибания их с помощью плоскогубцев или специального инструмента.
Проверьте стороны цепи, чтобы найти информацию о марке и модели. Посетите веб-сайт производителя, чтобы найти информацию о конкретной модели вашего замка.
Если у вас нет замка и вы используете выкрутку, не выжимайте пин до конца. Необходимо, чтобы край пина оставался внутри «щеки» (боковой части звена). Иначе потом вам будет очень трудно вставить его обратно и придется использовать еще одно звено.
Во многих случаях вы не сможете заменить пин, если полностью вытолкнете его из звена. Однако некоторые производители (в том числе Shimano и Campagnolo) производят сменные пины, но не все они совместимы со всеми моделями цепей.
Если вы случайно вытолкнули пин до конца, возможно, вы сможете провести его через центр звена. С помощью цепного инструмента снимите верхнюю часть соединительного звена, затем вставьте пин обратно через звено, пока верхняя часть штыря не окажется на одном уровне с центральной частью звена. Замените верхнюю часть звена, затем используйте цепной инструмент, чтобы подтолкнуть его вверх. При необходимости отрегулируйте и соседний пин.
7. Определите, сколько звеньев вам нужно удалить.
Лучше сначала снять меньше, чем снять слишком много. Будет легче доудалить несколько звеньев потом, чем снова добавлять недостающие.Удалите лишние звенья, чтобы сократить цепь. Если ваша цель — сократить, а не заменить цепь, продолжайте удалять лишние звенья вышеописанным способом. Удалите минимально необходимое количество звеньев — как правило, меньше 5. Чем больше вы укорачиваете цепочку, тем больше нагрузки придется испытывать звеньям и , соответственно, тем быстрее ваша цепь придет в негодность (растянется).
8. Поместите замок на оба конца цепи, используя цепной инструмент.
9. Подсоедините цепи с помощью инструмента для цепей.
Если ваша цепь не имеет замка и вы не хотите его использовать (либо данная конструкция не подойдет вашей модели цепи), соедините концы с помощью пина. Если вы используете новую цепь, то выжмите на ней пин вышеописанным образом и потом зажмите, соединив со вторым концом. Для этого поместите звено обратно в слот выжимки цепи. Убедитесь, что пины обращены к пину выжимки. Поверните ручку против часовой стрелки. Когда вы поворачиваете, пин цепного инструмента начнет толкать пин звена обратно. Продолжайте, пока не увидите небольшую часть этого же пина с другой стороны. Идеально, если у вас получится выровнять этот пин так же как и остальные звенья цепи. Кроме того, он должен выпирать на одинаковое расстояние с обеих сторон звена.
10. Передвигайте пин, если это необходимо.
Иногда вам придется поработать цепью из стороны в сторону, чтобы переместить пин и придать цепи нужную гибкость и плавность хода.. Для этого обеими руками плотно возьмитесь за любую сторону и осторожно работайте с цепью перпендикулярно направлению ее вращения, пока она не ослабнет и станет стабильно прокручиваться. Это называется «разбить звено». Если этого не сделать, то соединительное звено может щелкать, плохо прокручиваться на звездах, слегка застревать в переключателях. А цепь при этом будет быстрее изнашиваться.
11. Нанесите высококачественную смазку на цепь.
Это увеличит срок службы цепи и ее гибкость. Это также улучшит характеристики переключения и уменьшит износ переключателей и звезд. Смазка вашей цепи увеличит срок ее службы.
Вот еще несколько советов, которые помогут в уходе за железным конем:
- Если вам нужна помощь, не стесняйтесь пойти в магазин велосипедов. Здесь не возьмут денег за совет, и даже могут порекомендовать вам ближайший велоклуб.
- Если вы регулярно ездите на велосипеде, проверяйте цепь каждые несколько месяцев. Чем дольше вы медлите с заменой, тем больше вреда это нанесет.
- Если цепь перетянута и снять ее трудно, поработайте переключателями передач так, чтобы на задних и передних звездах цепь находилась на самой маленькой звезде. Это ослабит натяжение и облегчит процесс.
- Если у вас нет подходящей запасной части, не полагайтесь на временные решения, и не пытайтесь устранить поломку/ недостачу с помощью подручных средств. Это может неприятно удивить вас, если цепь порвется в пути, а так же опасно в долгосрочной перспективе.
- И, наконец, старайтесь чаще проверять цепь на наличие растяжения, а также смазывать всю трансмиссию.
Напоминаем, что вы можете пройти техническое обслуживание вашего велосипеда в магазине Goldenbike. Оставайтесь с нами!
Как можно продлить эксплуатационный срок велосипедной цепи?
Несмотря на то, что снятие и замена велосипедной цепи не является трудоемкой процедурой, лучше все-таки поберечь данный элемент, чтоб он мог прослужить как можно дольше. Многие ошибочно думают, что период «жизни» цепи зависит только от ее стоимости и качественных характеристик. Более дорогая трансмиссия велосипеда даст возможность немного уменьшить вес, и четкость переключения станет больше.
Естественно, это очень важные аспекты. В любом случае, лучше выбирать инструменты и аксессуары для велосипедов от надежных изготовителей. Однако даже дорогостоящая цепь не сможет прослужить долго, если ее совершенно не щадить во время катания.
Итак, давайте рассмотрим некоторые секреты, благодаря которым замена велосипедной цепи вам потребуется намного реже: