Россия, Самара, улица Ново-Садовая, 149а
Телефон:
+7 (846) 244-40-00
Пн-сб: 08:00—20:00; вс: 09:00—19:00отдел продаж: пн-вс 9:00-20:00
whatsapp telegram vk email

Кто изобрел велосипед в россии

САМО-КАТ

220 лет назад крепостной Ефим Артамонов изобрел велосипед и поехал на нем в Москву за свободой

Специалисты, изучающие историю техники, до сих пор уверены: этот почти сказочный сюжет — всего лишь красивый миф. Но «Родине» кажется, что перед нами тот редкий в истории случай, когда дискуссии не нужны.

image

Крепостной Ефим Артамонов помогал отцу крепостному Михею Артамонову строить баржи. В 1790 году отца отправили на реку Чусовую, к Старо-Уткинской пристани. А четырнадцатилетнего Ефимку определили на Нижнетагильский демидовский железоделательный завод, где изготовляли металлические крепления для барж. Ходить пешком из Нижнего Тагила до Старо-Уткинской пристани на реке Чусовой было тяжеловато даже для бойкого Ефимки: восемьдесят пять километров в один конец — не набегаешься.

Вот, собственно, диспозиция того, что произойдет дальше.

А произойдет нечто невероятное. Ефиму надоело бегать из Тагила на Чусовую и с Чусовой до Тагила. Лошадью он воспользоваться не мог: конные повозки и верховая езда — не для крепостного. И тогда он собрал на Нижнетагильском заводе металлическую конструкцию из двух колес, железной рамы и деревянной скамейки с коротким прямым рулем впереди. Теперь до Старо-Уткинской пристани можно было путешествовать на этих железных колесах, отталкиваясь от земли ногами. Раньше он передвигался тоже с помощью ног, но теперь — сидя!

Впрочем, даже не в этом главное.

Ефим Артамонов назвал свое изобретение «само-катом».

Вряд ли он знал, что в русском языке любая само-деятельность означает одновременно и независимость, и свободу. В случае с само-катом Ефима Артамонова это была независимость от лошади и свобода в передвижении. По существу само-кат вывез Ефима Артамонова из рабства в свободные люди.

В прямом смысле слова.

Хозяин Нижнетагильского завода Всеволожский выписал Артамонову паспорт и повелел ехать в Москву, на коронацию императора Александра I. На коронацию Ефим отправился уже на педальном само-кате. Он преодолел расстояние из Верхотурья до Москвы и 15 сентября 1801 года прибыл как ни в чем ни бывало на Ходынку. Ефим ехал со средней скоростью двенадцать верст в час, что было быстрее, чем скорость конной повозки. Но главное, что он на двенадцать лет обогнал немца Дранса, которого в Европе считают изобретателем велосипеда, и англичанина Макмиллана, которому приписывают первенство в изобретении педалей.

image

На Ходынке Ефим произвел фурор. Император был в полном восторге. Он лично вручил вольную крепостному Артамонову.

А еще император не поленился заплатить пятьсот рублей Нижнетагильскому заводу за освобождение изобретателя.

Краткая история велоспорта в России

Конструкция, изобретенная им, весила 40 кг. С учетом нынешних реалий, это очень много. Высота этого «велосипеда» составляла 1,5 метра. К переднему колесу были приделаны педали, и все это выглядело так:

Модель прозвали «костотрясом», так как на нем невозможно было передвигаться без тряски. А теперь подумайте сами: «велосипед» имел колеса из метала, раму из метала и все компоненты тоже из метала. Дороги в то время можно сказать были грунтовые, где-то их не было вовсе и вот вы едите на нем и трясетесь. Не смотря на это, спустя год Артамонов лично проехал на своем изобретении из Екатеринбурга в Москву. Александр I был настолько впечатлен, что освободил умельца от крепостного права.

ВЕЛОСИПЕД — Транспорт аристократов

В второй половине 19 века велосипеды стали появляться в Санкт-Петербурге. Тогда этот вид транспорта считался роскошью, которую могли себе позволить только аристократы. Средняя стоимость составляла 200-400 рублей. В 80-ых, в Санкт-Петербурге было зарегистрировано 100 велосипедов. Одним из самых первых велосипедистов в России стал император Александр II. Если говорить про свободное движение велосипедистов, то по улицам города кататься на них было запрещено. Самым популярным маршрутом того времени являлось Петербургское Шоссе.

Развитие инфраструктуры

К концу 19 века велосипедные любители велоспорт в России смогли добиться разрешения кататься в черте города. Для этого специально издали целый свод правил: к примеру, на велосипеде нельзя было ездить в местах большего скопления людей, в парках и скверах так же передвижение запрещалось. Нынешние правила дорожного движения повторяют это.

Первые велогонки в России

В начале 20 века велосипеды добрались и до Москвы. Он очень сильно изменился за целое столетие и напоминал уже современный вариант. В 1920 году по Московскому Садовому Кольцу состоялись первые соревнования.

В 2019 году все прошло куда спокойнее и в солнечную погоду, что нельзя считать не положительным моментом для участников.

SPUTNIK: CRITERIUM

От «костотрясов» до «кенгуру». История велосипедов в России

3 июня – Всемирный день велосипеда. Праздник учредили 4 года назад по инициативе ООН, это глобальный праздник, празднование которого приветствуется всеми людьми, независимо от их взглядов и позиций. Велосипед является символом человеческого прогресса, способствующий развитию толерантности, взаимопонимания и культуры мира. В России этот вид транспорта пользуется популярностью на протяжении почти двух столетий. Первые велосипеды в нашей стране начали появляться в XIX веке в Петербурге. SPB.AIF.RU выяснил, как это было, и какие двухколесные были в моде два столетия назад.

На «костотрясе» в Москву

История изобретения велосипеда в том виде, в котором он дошел до наших дней, доподлинно неизвестна. По одной из популярных версий, первый велосипед с педалями, сиденьем, рулем и двумя колесами сконструировал российский крепостной механик Ефим Артамонов в 1800 году. Конструкция, изобретенная им, весила 40 кг и достигала полутора метров в высоту. К переднему колесу диаметром чуть больше метра были приделаны педали, а заднее колесо, которое было в два раза меньше, крутилось по инерции. Впоследствии такая модель была названа «костотрясом»: ехать на таком транспорте было неудобно и даже болезненно. Тем не менее, через год механик все же доехал на своем изобретении из Екатеринбурга до самой Москвы. Император Александр I, впечатленный таким результатом, даже освободил умельца от крепостного права. Однако, патент на создание велосипеда Ефиму так и не выдали. В итоге в скором времени необычное изобретение было забыто.

Несколько лет спустя лесничий из Германии Карл фон Драйс сконструировал похожую модель из дерева – правда, в этом варианте у велосипеда не было педалей, и человеку приходилось постоянно отталкиваться ногами от земли. В 1817 году изобретение немца запатентовали как первый в мире велосипед. Его конструкция постоянно модернизировалась, и уже в середине XIX века на моделях велосипеда появилась цепная передача – такую модель назвали «кенгуру» – а еще через несколько лет шины на колесах стали накачивать воздухом, и транспорт мог развивать скорость до 30 км/ч.

Транспорт аристократов

В России велосипеды стали появляться в Петербурге во второй половине XIX века. Тогда этот вид транспорта считался роскошью, и позволить его себе мог далеко не каждый: велосипед стоил от 250 до 400 рублей, тогда как средняя зарплата рабочего составляла всего 20 рублей. В 1880 году в городе на Неве было зарегистрировано сто велосипедистов. Одним из первых российских велосипедистов стал император Александр II, который на своем «костотрясе» любил совершать велосипедные прогулки по Царскому Селу. Кататься по Петербургу не мог даже царь: в то время ездить на велосипеде по улицам города было строго запрещено. Одним из популярных маршрутов у велосипедистов было Петербургское шоссе неподалеку от Царского Села. Этим воспользовались хитрые веломеханики: чтобы увеличить свою прибыль от ремонта, они протягивали поперек дороги тонкую проволоку или прикатывали на шоссе крупные камни, чтобы велосипедисты не смогли избежать аварии.

Велосипедисты смогли добиться разрешения кататься в черте города лишь в конце XIX века. Специально для этого был издан целый свод правил: например, на велосипедах запрещалось ездить в местах большого скопления людей, а также парках или скверах. Считалось, что человек на двухколесном «железном коне» своим видом пугает обычных лошадей, запряженных в повозку. Этому был посвящен отдельный пункт: «В случае беспокойства лошадей велосипедист обязан умерить ход или сойти с велосипеда, – говорилось в правилах, – и, по возможности, закрыть его собой».

Экзамен для велосипедистов

В царской России для того, чтобы получить разрешение право ездить на велосипеде, необходимо было сдать экзамен. Чтобы получить права, нужно было тронуться с места на велосипеде, сделать «восьмерку», а потом резко затормозить и спрыгнуть с транспорта. За всеми манипуляциями экзаменуемого следила строгая комиссия из трех полицейских. Если человек справлялся со всеми заданиями, он получал специальный документ и номерной знак на велосипед. Провалившие экзамен люди тренировались и совершали новую попытку через неделю. Согласно документам, подобный экзамен сдавали и представители царской династии. Кататься на велосипеде любили Александр III, императрица Мария Федоровна, Николай II и все его дети, а великий князь Сергей Михайлович даже принимал участие в велосипедных гонках.

С развитием транспорта интерес к велосипеду стал падать. В начале XX века, когда появились первые мотоциклы, многие велоорганизации Москвы и Петербурга распались. Стоимость велосипеда снизилась, и теперь его могли себе позволить все желающие. В настоящее время этот вид транспорта смог вернуть себе былую популярность: теперь каждый может выбрать себе «железного коня» на любой вкус и цвет. Многие осознанно оказываются от автомобиля и делают выбор в пользу велосипеда: он абсолютно экологичен, избавляет от ожидания в пробках и позволяет заниматься спортом по пути на работу или во время прогулки. Сейчас можно уверенно сказать: за велосипедом – будущее.

Кто изобрел велосипед в россии

Русский крепостной изобретатель Ефим Артамонов построил первый в мире велосипед. Этот двухколёсный цельнометаллический велосипед был создан в 1800 году, на 12 лет опередив немца Дранса, которому приписывают авторство велосипеда. Цельнометаллический велосипед Артамонова был, кроме того, конструктивно значительно совершеннее деревянной «беговой машины» Дранса. Велосипед Артамонова имел педали, изобретение которых ошибочно приписывается англичанину Макмиллан. Металлическая же рама, имевшаяся в конструкции Артамонова, появилась на заграничных велосипедах только в середине 19 столетия.

Артамонов Ефим Михеевич был крепостным и работал слесарем на Нижнетагильском заводе, где готовили металлические крепления. Ефиму часто приходилось ходить пешком из Нижнего Тагила на Старо-Уткинскую пристань, покрывая только в один конец восемьдесят верст. Возможно, во время этих переходов и появилась мысль о постройке самоката. Самокат Артамонова, построенный на Нижнетагильском заводе, был железный. Он имел два колеса, расположенных одно за другим. Переднее колесо было почти в три раза больше заднего. Колеса были скреплены изогнутой металлической рамой. Хозяин завода граф Всеволожский, узнав об изобретении, выписал Артамонову паспорт и отправил изобретателя в Москву на коронацию Александра I.

Ссылка на основную публикацию
Похожее