Гарантия на бу автомобиль с салона: миф или реальность?
Гарантия на бу автомобиль с салона — спорная услуга, ведь продавец не может предсказать поведение машины, которая уже была в эксплуатации. Если он и предлагает какое-то гарантийное обслуживание, оно привязано к заводу-изготовителю или имеет небольшой промежуток по времени. Ниже рассмотрим, в чем особенности такой опции, можно ли ей доверять, и что делать при покупке проблемной бу машины.
Есть ли гарантия на подержанные машины
Покупка б/у автомобилей в автосалоне последнее время набирает популярности. Это обусловлено юридической чистотой транспорта, проведением диагностики перед продажей, возможностью обращения в СТО для обслуживания. Но есть и минусы — отсутствие тест-драйва, необходимость верить на слово по поводу технического состояния и более высокая цена.
При этом наиболее сложный вопрос — гарантия на б/у автомобиль. Для привлечения клиентов многие автосалоны предлагают такую услугу. Ее суть — бесплатный ремонт или возможность возврата при выявлении явного брака. Но на практике подобные опции являются фиксацией. Редко можно найти б у авто с гарантией из-за высоких рисков. Никто не может предсказать, как поведет себя старая машина после выезда из салона.
Единственный вариант, когда машина по срокам еще находится на гарантии у производителя. В таком случае можно рассчитывать на гарантийное обслуживание по стандартной схеме. Но здесь важно внимательно читать договор, чтобы избежать «подводных камней» в соглашении купли-продажи или других документах.
Купить пятилетнее и более старое бу авто с гарантией с автосалона не получится. В таком случае придется рассчитывать только на удачу или самостоятельно выполнить необходимые проверки. Чтобы свести риски к минимуму, необходимо проводить детальный контроль транспортного средства перед оформлением.
Так что на вопрос, дает ли салон гарантию на бу авто, ответ неоднозначный. Многие продавцы обещают такую услугу, но по факту важность опции минимальна. Любой продавец постарается себя максимально обезопасить от форс-мажорных ситуаций. Тем более, если речь идет о подержанном транспорте.
Что делать, если купил б/у авто в салоне, а оно сломалось
С учетом сказанного возникает следующий вопрос. Как воспользоваться гарантией на б у автомобиль, и что делать, если ее нет, а машина поломалась.
При наличии гарантии инструкция классическая:
- Обращение к продавцу.
- Предоставление необходимого пакета документов.
- Ожидание проверки машины.
- Получение решения о возможности бесплатного ремонта / замены детали.
Если салон отказывается от гарантии, оформляется претензия на имя руководителя салона, а при письменном отказе можно идти в суд. При этом на руках должно быть заключение экспертизы о том, что неисправность обусловлена именно заводским дефектом, а не какими-то другими причинами.
Если гарантии нет
В случае, когда техническая гарантия на автомобиль с пробегом уже закончилась, ситуация сложнее. Покупатель всегда находится в зоне риска, ведь он не знает историю машины. Транспортное средство ранее могло быть в аварии с последующим восстановлением без соблюдения требований завода-изготовителя. При этом человек часто не подозревает, что автомобиль ранее участвовал в ДТП, а его эксплуатация несет риски.
Еще одна ситуация, когда гарантия на бу автомобиль не действует по закону, а в самом транспортном средстве имеется существенный брак. В таком случае закон защищает покупателей, которые могут вернуть даже не гарантийный транспорт. К таким поломкам можно отнести:
- нестабильная работа мотора;
- потеря оборотов;
- появление сигнала об ошибках мотора;
- необходимость капитального ремонта и т. д.
Если продавец в салоне знал о дефекте автомобиля, но не сообщил об этом покупателю, наличие гарантии не имеет значения. Получатель бракованного транспорта вправе вернуть или обменять. Как вариант, можно потребовать компенсации убытков. Главная сложность в том, чтобы доказать наличие проблемы уже при покупке автомобиля с салона.
По закону для возврата машины без гарантии необходимо наличие существенного недостатка. К этой категории относится дефект, для устранения которого необходимые большие затраты времени и денег. Сюда же относится проблема, которая появляется с определенной периодичностью после устранения.
Чтобы вернуть б/у автомобиль с салона без гарантии, необходим оформить претензию и предоставить документ, подтверждающий существенность неисправности. К этой категории относится заключение эксперта, указывающего на невозможность или высокую стоимость ремонта. Также могут потребоваться документы, подтверждающее многократное устранение одного и того же дефекта.
При этом нужно понимать, какие сроки возврата б/у автомобиля с салона действуют при отсутствии гарантии. Претензию необходимо отправить в течение 15 дней с момента оформления сделки. Если представитель продавца не хочет принимать претензию и делать на ней необходимые отметки, придется отправить ее почтой с описью и уведомлением. В случае, когда представители салона не отреагируют на запрос в течение 10 дней, это дает право обратиться в судебный орган для защиты своих интересов.
Если с момента покупки б/у автомобиля в салоне прошло больше двух недель, возможность возврата транспорта без гарантии сохраняется. Минус в том, что реализовать такой замысел будет труднее. Здесь не обойтись без обращения к независимым экспертам и получения заключения.
Особенность в том, что салон не может требовать компенсации суммы, на которую стал дешевле б/у автомобиль за время эксплуатации и по причине утери внешнего вида.
Теперь вы знаете, что гарантия на б/у машину с салона в большинстве случаев — фикция, ведь рассчитывать на бесплатное обслуживание при выявлении дефекта трудно. Здесь придется действовать также, как и без гарантии, а именно составлять претензию, получать заключение эксперта, а уже после требовать возврата / ремонта. При этом важно не бояться защищать свои права, ведь на стороне покупателя всегда закон.
В комментариях расскажите, приходилось ли вам сталкиваться с подобными ситуациями, и как удалось решить проблему с б/у автомобилем.
Купил автомобиль с рук, но он сломался, пока еще действует гарантия (ситуация № 6)
Разве гарантией может пользоваться не только первый собственник автомобиля?
Вы купили машину у автовладельца, но она сломалась, пока гарантийный срок еще не истек. В таких ситуациях часто спрашивают: «А можно пользоваться гарантией, если я не первый собственник машины, купил ее у физического лица и она уже была с пробегом?»
Если вы думаете, что раз приобрели авто не в салоне, то не имеете права пользоваться гарантией – выдыхайте. Гарантия распространяется на всех покупателей (ниже будут примеры из судебной практики, которые это подтверждают). Но вам важно знать историю обращения с автомобилем. Может, до вас его неправильного эксплуатировали, и именно поэтому он сломался. В таком случае гарантия не поможет вернуть машину – об этом читайте в подготовленной мной инструкции по возврату автомобиля в течение гарантийного срока.
Если же вы только планируете купить автомобиль с пробегом на гарантии с рук, для минимизации рисков проверьте отметки о прохождении всех плановых ТО в сервисной книжке, расспросите об установке дополнительного «неродного» оборудования и запасных частей. Подробные рекомендации вы найдете в указанной выше инструкции – в ней рассказано о том, что нужно знать о гарантийном автомобиле и как себя вести, чтобы не лишиться возможности его вернуть.
Суды – о правах потребителей при использовании б/у товаров
1. Граждане, использующие для личных бытовых нужд товары, которые им были отчуждены другими гражданами, пользуются всеми правами потребителя, в том числе правами, предусмотренными ст. 18 Закона о защите прав потребителей.
(Пункт 8 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (утв. Президиумом ВС РФ 26 апреля 2017 г.)).
2. Гражданин, на законном основании использующий товар исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, которому такой товар был отчужден другим гражданином, пользуется правами потребителя, если законом не предусмотрено иное.
Как установил Верховный Суд Республики Мордовия, требования истца были основаны на том, что переданный ему ответчиком автомобиль имел существенные недостатки, препятствовавшие использовать его по назначению.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей в случае обнаружения в технически сложном товаре недостатков по истечении 15 дней со дня передачи такого товара потребителю его требования об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы либо о его замене товаром этой же марки (модели, артикула) или таким же товаром другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены подлежат удовлетворению в случаях обнаружения существенного недостатка товара, нарушения установленных данным законом сроков устранения недостатков товара либо невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Нижестоящие суды доводы истца о наличии в автомобиле существенных недостатков не исследовали, как и остальные обстоятельства дела. Отказ в иске был основан лишь на неверном толковании положений Закона о защите прав потребителей и ошибочном выводе об отсутствии у истца прав потребителя по отношению к ответчику. Верховный Суд отменил состоявшиеся судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
(Постановление Президиума Верховного Суда Республики Мордовия от 5 апреля 2018 г. по делу № 4Г-71/2018).
(О том, почему возврат автомобиля может оказаться очень выгодным, и о других распространенных ситуациях, когда автовладельцы хотят отказаться от недавно купленной машины, – читайте в публикации «Можно ли вернуть автомобиль в салон?»)
Как купить подержанный автомобиль с гарантией? А с пожизненной гарантией?
Собираетесь купить автомобиль с пробегом? Это же какая головная боль, особенно сейчас! Купив авто у частника, вы не получите гарантии на автомобиль, а равно и никакой уверенности в том, что через полгода машина не начнет рассыпаться, потому что прошлый владелец очень грамотно замаскировал все проблемные узлы. В нынешнее трудное время высоких цен и отсутствия запчастей в свободной продаже мы в FAVORIT MOTORS решили сделать кое-что невероятное: теперь мы предлагаем для наших автомобилей с пробегом пожизненную гарантию — чтобы вы могли купить машину и вообще не беспокоиться о возможных поломках.
«Не бит, не крашен, один владелец» и другие ловушки недобросовестных продавцов «карет» с пробегом, которые в любой момент, могут превратиться в «тыкву». Какие сюрпризы и когда преподнесет такая покупка новому владельцу — неизвестно никому. Источник: A-tohin / DRIVE2
Это не шутка и не «маркетинговый ход» — это и правда гарантия на весь срок владения купленным у нас автомобилем, в рамках которой ремонт обширного списка узлов и агрегатов автомобиля компания FAVORIT MOTORS берет на себя.
Да, бесплатно. Да, в течение всего периода. Да, без скрытых сборов и франшиз.
Как устроена пожизненная гарантия в мировой практике
Юридически — никак! Ни в России, ни за рубежом пожизненная гарантия не упоминается в законах. То есть как правового явления ее просто не существует, и поэтому каждый производитель волен понимать под этим термином всё что угодно в зависимости от собственных интересов и принципов. И даже если потребителю не понравятся эти «пожизненные» условия, суд едва ли встанет на его сторону: на «нет» и суда нет.
Но если понятие «пожизненной гарантии» абстрактно, значит ли это, что ее не существует? Вовсе нет, но позволить себе бесплатное обслуживание своих товаров на протяжении десятилетий могут только крупные и добросовестные компании.
Отличный пример — американская компания Zippo, известная своими легендарными бензиновыми зажигалками. На них действительно действует самая настоящая мировая пожизненная гарантия: если в доставшейся в наследство от дедушки зажигалке стерлось кресало, лопнула пружина или разболталась крышка, ее бесплатно отремонтируют, не попросив чека и не задавая лишних вопросов. Просто потому, что для бизнеса имиджевая ценность работающей пожизненной гарантии гораздо выше стоимости заменяемых деталей: стальная крышечка стоит копейки, любовь покупателя бесценна.
Чаще «пожизненной» называют тип гарантии, который ограничивается установленным сроком службы товара. А «сроком службы товара» называется время, по истечении которого товар считается непригодным и опасным для дальнейшего использования ввиду своего естественного износа. Например, производитель рассчитывает, что созданная им электродрель должна проработать около семи лет, после чего с большой вероятностью она сломается из-за износа компонентов — конденсаторы потекут, батарея вздуется, подвижные детали сотрутся, соединения разболтаются. Срок службы указывается в характеристиках товара и может исчисляться как в годах, так и в моточасах, если речь идет о времени работы двигателя. Таким образом, ряд компаний привязывают «пожизненную» гарантию к сроку службы изделия, и за пределами этого срока его поломка не будет считаться гарантийным случаем.
Как устроена пожизненная гарантия в FAVORIT MOTORS
Договор о пожизненной гарантии заключается в момент продажи автомобиля с пробегом, но начинает действовать не сразу — на авто, купленные в FAVORIT MOTORS, помимо пожизненной, действуют до двух дополнительных гарантий. Во-первых, купленный автомобиль с пробегом может все еще покрываться гарантией производителя. Во-вторых, по окончании заводской гарантии (или если она кончилась еще до покупки) вы получаете от FAVORIT MOTORS еще 2 года (если машина младше 6 лет) или 1 год (если старше 6 лет). И только потом начинает свое действие пожизненная гарантия от FAVORIT MOTORS.
Чтобы активировать пожизненную гарантию, необходимо через 11 месяцев после покупки автомобиля провести у нас ее полную диагностику. Договор на пожизненную гарантию начинает действовать после осмотра и фиксации состояния автомобиля. Как и в любом договоре на гарантийное обслуживание, в нём для вас будут перечислены ремонтируемые узлы, марки и состояние запчастей.
Под бесплатный гарантийный ремонт попадают практически все узлы и агрегаты, кроме кузовных деталей и интерьера салона — сами по себе, без внешнего физического воздействия, они обычно не ломаются. Источник: FAVORIT MOTORS
Если вкратце, FAVORIT MOTORS отремонтирует двигатель, трансмиссию, ось/мост, топливную систему, систему охлаждения, а заодно обновит рабочие жидкости, если они вытекли или испортились из-за поломки перечисленных узлов. Более точный список покрываемых гарантией деталей вы можете посмотреть у нас на сайте.
На какие марки и модели распространяется пожизненная гарантия
В салонах FAVORIT MOTORS представлено более тысячи автомобилей с пробегом, и на половину из них действует пожизненная гарантия (как на совсем простые машины с пробегом за 100 тыс. км, так и на практически новые авто премиального уровня, которые еще не прошли обкатку). Стоимость, тип коробки передач и мощность двигателя значения не имеют. На все попадающие под гарантию автомобили распространяются одинаковые условия.
Какие запчасти использует FAVORIT MOTORS
FAVORIT MOTORS в автомобили, обслуживаемые в рамках пожизненной гарантии, устанавливаются оригинальные запчасти и запчасти от заслуживающих доверия производителей. Это логично, ведь в течение действия любой гарантии сервис сам заинтересован, чтобы установленная деталь служила как можно дольше, иначе придется вновь менять ее за свой счет.
Это выгоднее, чем ремонт за свой счёт?
Может показаться, что покупать запчасти самостоятельно и ставить их у неофициалов выгоднее. Возможно, так и было в прошлом, но теперь, в условиях отсутствия оригинальных запчастей в рознице и в нужном количестве, эта задача значительно усложнилась. Во-первых, ни для кого не секрет, что в современных реалиях рынок наводнили подделки. Причем на «подвальные» запасные части теперь даже не нужно снижать цену, отчаявшиеся автовладельцы купят подделку и по завышенной цене. А во-вторых, обыскав пол-интернета и придя в шок от цен на новые детали, многие автомобилисты с грустью начинают просматривать барахолки и соглашаться на контрактные, то есть бывшие в употреблении, запчасти с неизвестным ресурсом. И тут выгода от самостоятельной покупки деталей улетучивается.
Пожизненная гарантия от FAVORIT MOTORS распространяется на автомобили с пробегом, потому что покупателям таких авто она нужнее всего. На пробегах более 60-70 тыс. км возможность бесплатного ремонта очень ценна.
Допустим, вы стали владельцем хорошего, но недорогого авто с известными «болячками», которые дают о себе знать спустя 7-8 лет эксплуатации. За примером далеко ходить не надо, возьмем Škoda Octavia III (A7), которую даже сейчас в хорошей комплектации можно приобрести примерно за один миллион рублей. Это замечательный просторный авто с мощным турбированным двигателем на 180 лошадиных сил и быстрой роботизированной коробкой DSG-7. Вот только нередко на пробеге около 150 тыс. км. требуется замена дисков сцепления и мехатроника, из-за износа которых автомобиль начинает брыкаться и подвисать при смене передач. Относительно недавно драйвовчанину mrSergiy контрактный мехатроник обошелся в 55 тысяч рублей — можно сказать, легко отделался, хотя и не новой запчастью. Новая вышла бы гораздо дороже.
Наглядная демонстрация роста цен на запчасти ушедших из России брендов: год назад мехатроник для DSG стоил около 100 тысяч, сегодня — сами видите. Источник: FAVORIT MOTORS
Другой пример — печально знаменитый масложор ранних двигателей TSI концерна VAG. Владельцы Škoda/VW/Audi выпуска конца 2000-х и начала 2010-х с содроганием вспоминают эти турбированные моторы с неправильно спроектированными поршнями и маслосъемными кольцами. Из-за ошибки инженеров на 1000 км пробега моторы «потребляли» 1 литр масла, чем изрядно раздражали владельцев и опустошали их кошельки. Замена поршневой группы на обновленную, без дефекта, обходится очень недешево: год назад драйвовчанин Bigxot провел эту процедуру для своей Audi A6 2014-го года за 125 тысяч рублей (для других авто концерна с таким же двигателем цена будет аналогичной).
Вам еще нужны аргументы в пользу пожизненной гарантии при покупке авто с пробегом?
Масложор из-за забитых маслоотводных каналов — не уникальная для автомобилей VAG проблема. Она затронула и автомобили Ford Focus II. Тем лучше, если потенциальный ремонт будете оплачивать не вы, а мы. Источник: Silverra / DRIVE2
Почему лучше обращаться именно в FAVORIT MOTORS
Во-первых, никто в России, кроме FAVORIT MOTORS, не предлагает пожизненную гарантию на автомобили с пробегом. Так что если вы хотите приобрести вместе с машиной ощущение надежности — это к нам.
Во-вторых, посещать наши автосалоны понравится не только автомобилям, но и вам. Салоны FAVORIT MOTORS — это большие, комфортные пространства, в которых можно без скуки и голода подождать, пока автомобиль проходит очередное ТО, предусмотренное пожизненной гарантией. Например, в автоквартале, что на Коптевской улице в Москве, находится Музей автомобильных историй, посвященный детским педальным автомобилям, о котором мы рассказывали в прошлом посте. В «CAFE & Библиотека Путешествий» там можно выпить вкусный кофе и спокойно почитать, выбрав книгу из нашей библиотеки. Еще на территории есть арт-квартал с арт-объектами и стилизованными под загород зонами отдыха. В центре квартала установлена масштабная копия Эйфелевой башни — можно пофотографироваться на ее фоне.
В других наших салонах тоже есть, чем заняться. На Ленинском проспекте, 146 открыта кобрендинговая кофейня Kia & Coffeeshop Company, а на 2-3 км МКАД можно пообедать в ресторанчике брендов ŠKODA и «Шоколадница». Согласитесь, это куда лучше унылой клиентской зоны с автоматом со снеками, которая ждет вас во многих неофициальных (а то и официальных!) сервисах.
Пока вашу машину обслуживают, в кофейне при салоне на Ленинском проспекте можно и на новые Kia полюбоваться, и отобедать. Источник: FAVORIT MOTORS
Зачем это нужно FAVORIT MOTORS?
Рынок подержанных машин в России очень высоко-конкурентный. Автосалонам трудно соперничать с серыми дилерами, а машины, сданные в трейд-ин, всё-таки должны находить новых хозяев. И так как обычная годичная гарантия уже не кажется покупателям столь привлекательной, мы решились на предоставление пожизненной гарантии для машин с пробегом, что выгодно выделяет нас фоне конкурентов.
Гарантия на автомобиль: что положено по закону
Есть мнение, что если заводской брак автомобиля не проявился в первый год эксплуатации, то после он уже не проявится.
На самом деле это не так. Например, у меня был Ниссан Жук, у которого вариатор сломался через три года и два месяца после покупки — на 36 тысячах километров пробега.
Инженер по гарантии при обращении к официальному дилеру ответил, что я бы мог рассчитывать на гарантийный ремонт, только если бы продлил гарантию. Но в моем случае она закончилась два месяца назад, так что ремонтировать автомобиль пришлось за свой счет. С тех пор я внимательнее отношусь к гарантии: изучаю условия, сроки и ограничения.
Автомобили с гарантийным сроком от пяти лет покупают охотнее: есть мнение, что они надежнее. А после окончания гарантии некоторые автовладельцы предпочитают менять автомобиль, чтобы не столкнуться с дорогим ремонтом.
Вот что вы узнаете:
Я заработала 100 000 рублей на Tinkoff Black
Как действует гарантия
Гарантия на автомобиль — это обязательство завода-изготовителя отремонтировать его в течение определенного срока.
Обычно на новый автомобиль дают гарантию 3—7 лет или 100 000—200 000 км пробега — в зависимости от того, что наступит быстрее.
Гарантию дает не официальный дилер, а завод-изготовитель. Поэтому дилер не может официально снять автомобиль с гарантии. Он вправе лишь отказать в гарантийном ремонте в каком-то конкретном случае. Для этого дилер проводит проверку качества автомобиля. Это не экспертиза, но автосалон по ее результатам может не согласиться на гарантийный ремонт и обвинить в поломке собственника. В этом случае владельцу нужно настаивать на проведении независимой экспертизы.
Экспертизу проводит организация, которой платит дилер. Дилеру еще нужно доказать причинно-следственную связь между действиями владельца машины и поломкой. Потребитель имеет право присутствовать при проведении экспертизы и в случае несогласия с результатами оспорить ее заключение в судебном порядке.
Если эксперты решат, что в поломке виноват владелец, придется компенсировать дилеру расходы на процедуру или оспаривать ее в суде. Для этого нужно будет провести повторную экспертизу в другой организации — за свой счет. Если владелец выиграет суд, то все расходы ему компенсирует автосалон.
Экспертизу дилера нельзя назвать независимой, так что важно присутствовать на ней лично. Были случаи, когда недобросовестные работники умышленно оставляли на запчастях и комплектующих механические повреждения. После этого они обвиняли владельца в нарушении правил эксплуатации и отказывали в гарантийном ремонте.
Например, владелец ни разу не менял масло в двигателе, чиповал его для увеличения мощности, устанавливал несертифицированные запчасти. Если двигатель сломается, дилер при экспертизе докажет, что к поломке привели нарушения условий эксплуатации. Но если владелец того же авто обратится к дилеру с претензией к работе подвески — это не будет поводом для отказа. Дилер не сможет доказать, что к поломке привели именно эти нарушения.
Гарантию на автомобиль дает не только автопроизводитель, но и закон. Если гарантийные сроки не установлены, то покупатель вправе предъявить требования в течение двух лет с момента покупки.
Как техническое обслуживание влияет на гарантию
Есть три подхода к техобслуживанию гарантийного автомобиля. Сторонники первого подхода обслуживают новую машину у официального дилера в лучшем случае в первый год после покупки. А дальше — самостоятельно или в других сервисах. Они покупают неоригинальные запасные части и не собирают документы о техобслуживании. Тем не менее на их автомобиль тоже распространяется гарантия. Но если совсем не проводить техобслуживание, это может привести к поломке по вине владельца.
Есть и те, кто думает иначе: весь гарантийный срок нужно обслуживаться у официального дилера, чтобы не ремонтировать автомобиль за свой счет в случае поломки из-за производственных дефектов. Такой подход продвигают автопроизводители и дилеры, которым это выгодно: дилер привязывает владельца к своему сервису и весь гарантийный срок зарабатывает на техобслуживании.
Рекомендованный автопроизводителем межсервисный интервал замены масла — например каждые 15 000 км — слишком большой, поэтому возникает третий, компромиссный вариант техобслуживания. Владелец проходит плановые ТО у дилера и дополнительно меняет масло каждые 7500 км. Межсервисное техобслуживание не обязательно делать у официального дилера. Масло можно поменять самостоятельно или в обычном автосервисе.
На расходных материалах можно сэкономить, если приехать к дилеру на техобслуживание со своими запчастями. Владелец при этом получает отметку в сервисной книжке. Но иногда дилер прописывает в документах, что клиент приехал на ТО со своими расходными материалами, или даже повышает цены на работы. Такие записи не влияют на гарантийное обслуживание автомобиля.
Если владелец обслуживает автомобиль не у официального дилера, желательно получать документы после каждого ТО. Например, заказ-наряды, чеки на запчасти и работы, акты выдачи автомобиля, сертификаты соответствия на расходные материалы. Если дилер откажется ремонтировать автомобиль по гарантии, эти документы пригодятся в суде.
Кроме того, советую покупать оригинальные запасные части и расходные материалы, которые рекомендованы заводом-изготовителем. Приобретать все это лучше в проверенных магазинах или специализированных автосервисах, которые могут выдать чек и сертификат соответствия на товар.
Какие законы регулируют гарантию
Гарантию на автомобиль регулирует закон «О защите прав потребителей». С точки зрения закона автомобиль — такой же товар, как, например, стиральная машина. Поэтому правила торговли и права потребителя в этом случае те же.
Закон позволяет вернуть автомобиль и получить назад деньги в течение 14 дней после покупки, если за это время проявится заводской брак. Для более долгого срока эксплуатации действует гарантия автопроизводителя — по ней в машине можно что-то заменить или отремонтировать. Есть условия, при которых покупатель может расторгнуть договор купли-продажи, потребовать замены автомобиля или снизить его цену соразмерно ремонту. Вот когда это возможно:
- дилер превысил максимальный срок ремонта — 45 дней;
- автомобиль ремонтировали неоднократно в течение одного гарантийного года и машину из-за этого нельзя нельзя было использовать более 30 дней.
Доказать в суде, что эти сроки нарушены, и собрать заказ-наряды всех ремонтов может быть непросто. Недобросовестные дилеры умышленно занижают сроки ремонта в документах или не выдают их владельцу на руки. Еще они обещают, что вся информация о ремонте отразится в электронной сервисной книжке. Фактически сведения могут не внести сознательно.
Поэтому, когда вы забираете отремонтированную машину, важно получить от дилера акт выполненных работ и использованных материалов. Убедитесь, что в документе правильные даты. Первая — день, когда дилер принимает машину на ремонт по гарантии, вторая — когда вы получаете акт и забираете ее. Подробнее об этом акте мы напишем в отдельной главе.
Кроме закона о защите прав потребителей гарантию на авто регулирует специальное положение о гарантийном обслуживании легковых автомобилей и мототехники. Положение определяет права и обязанности производителей, официальных дилеров и владельцев автомобилей во время действия гарантии.
Важно понимать, что дилер защищает себя от дополнительных расходов на гарантийный ремонт. Когда машину чинят по гарантии, дилер фактически оказывает услуги и продает запчасти автопроизводителю — и почти ничего на этом не зарабатывает. Цены гораздо ниже, чем для заказчика с улицы. Часто ремонт по гарантии невыгоден и самому автопроизводителю, и тогда уже он может вынудить дилера действовать недобросовестно.
Дилер заставляет владельца подписывать различные внутренние документы, которые могут противоречить закону. А после этого ссылается на них — и в каком-то конкретном случае может попытаться отказать в гарантии. Но это не освобождает дилера от обязательств и ответственности по гарантийному ремонту. Федеральные законы по юридической силе выше документов автопроизводителя и дилера, поэтому суд может признать внутренние документы недействительными.
На что распространяется гарантия
Когда автопроизводитель дает пять или семь лет гарантии, не стоит думать, что это касается абсолютно всех частей автомобиля. Гарантию прописывают на узлы и агрегаты по отдельности. Эту информацию можно найти в сервисной книжке.
Дольше всего действует гарантия на лакокрасочное покрытие кузова, двигатель и коробку передач. Этот срок маркетологи иногда используют для рекламы, выдавая его за общую гарантию на автомобиль, хотя это не так. На некоторые детали гарантия сокращена по пробегу и времени. Например, заявлено, что гарантия на автомобиль Хендай Крета — пять лет или 150 000 км пробега. Но есть ряд комплектующих, для которых гарантия действует первый год или 20 000 км пробега:
- Тормозные диски и барабаны.
- Ксеноновые лампы.
- Аккумуляторная батарея.
- Заправка кондиционера хладагентом.
- Приводные ремни.
- Прокладки различных типов.
- Втулки стабилизаторов передней и задней подвески.
Гарантия вообще не распространяется на большинство расходных материалов. Поэтому дилер откажет в бесплатной замене всех фильтров, свечей зажигания, тормозных колодок, ламп накаливания, предохранителей, технических жидкостей, колесных дисков и шин.
Еще автопроизводитель может изменить условия гарантии на одну и ту же модель в зависимости от года выпуска. Например, компания «Хендай» с 2020 года больше не дает гарантию на каталитический нейтрализатор в пять лет или 150 000 км пробега. Для новых моделей ее сократили до 36 месяцев или 100 000 км пробега.
Как доставить автомобиль к месту ремонта в случае поломки
В договоре купли-продажи автомобиля указывают адреса официальных дилерских центров или сервисных центров, куда можно обратиться в случае поломки. Не обязательно ремонтировать машину именно в том дилерском центре, где ее обслуживают.
Иногда автомобиль не может добраться до места диагностики или ремонта своим ходом. В этом случае самое правильное решение — вызвать эвакуатор, так как буксировка автомобиля доступна не для всех водителей, моделей автомобилей и типов коробки передач. Но услуги эвакуатора стоят недешево — из-за этого возникает вопрос, кто должен их оплачивать. Закон обязывает продавца доставлять автомобиль для ремонта своими силами или возмещать покупателю расходы, связанные с доставкой.
Если дилер уклоняется от этого, сообщает, что дилерский эвакуатор занят, или предлагает записаться на определенное время для приемки автомобиля, то покупатель должен сообщить, что не согласен на эти условия и доставит автомобиль за свой счет, но предъявит расходы дилерскому центру. Важно сохранить квитанцию об оплате услуг эвакуатора, а при приемке автомобиля потребовать, чтобы дилер компенсировал расходы на доставку.
Дилер обязан сделать это в течение 10 дней или заплатить неустойку. Если дело дойдет до суда, в качестве доказательства подойдут телефонные переговоры с дилером. Лучше записать их или привлечь свидетеля.
Какие документы оформляют в случае гарантийного ремонта
Претензию о гарантийном ремонте пишет владелец машины. Ее составляют в свободной форме в двух экземплярах: один для дилерского центра, другой для владельца машины. Этот документ могут называть заявлением или требованием. Можно написать претензию дома или на стойке у дилера, а можно попросить сделать это юриста. Вот что должно быть в претензии:
- Название и юридический адрес дилера.
- Данные собственника и автомобиля.
- Подробное описание проблемы и требования собственника.
Обычно на гарантийный ремонт записывают по телефону. В назначенный день дилер обязан поставить отметку с датой принятия на экземпляре претензии, который остается у владельца машины. Вместе с претензией дилеру предъявляют техпаспорт автомобиля и сервисную книжку. Если по какой-то причине автосалон уклоняется от получения претензии, ее можно направить по почте.
Иногда одного описания неисправности в претензии бывает недостаточно. В вопросе диагностики и определения причины поломки не стоит полагаться только на дилера. Например, проблема может проявляться только на непрогретой машине или при езде по неровной дороге. Чтобы зафиксировать посторонние звуки и согласовать ремонт с автопроизводителем, может потребоваться видеосъемка процесса диагностики и работы неисправных узлов.
Дилерский центр при приеме автомобиля должен выписать заказ-наряд или аналогичный документ в двух экземплярах, один из которых остается у владельца автомобиля. На практике автовладельцу часто не отдают его экземпляр или оформляют документы с ошибками. Например, не ставят даты. Если дело дойдет до суда, такой документ не примут в качестве доказательства. В заказ-наряде должны быть указаны те же проблемы и недостатки автомобиля, что и в претензии о гарантийном ремонте.
Как только вы вручили претензию, подписали заказ-наряд и сдали автомобиль дилеру, начинается отсчет срока гарантийного ремонта. Дилер проводит проверку качества автомобиля. После диагностики инженер по гарантии звонит владельцу и сообщает о причинах поломки, возможности отремонтировать автомобиль по гарантии и сроках ремонта. Он может попросить забрать автомобиль, пока не придут запчасти. Если на рынке все стабильно и цены на автомобили не растут, лучше отказаться и оставить машину у дилера.
Автомобиль обязаны отремонтировать максимально быстро. Когда дилер понимает, что превышает установленные законом 45 дней, отведенные для ремонта, он может попросить подписать новый заказ-наряд. Обычно дилеры ссылаются при этом на отсутствие запчастей. Не стоит подписывать новый документ, так как в этом случае владелец не получит неустойку.
Как быть со сроками ремонта с 2022 года и есть ли смысл требовать у дилера деньги за автомобиль ненадлежащего качества
Мы не зря оговорились про время, когда цены на машины более-менее стабильны. В кризис у дилера другая логика: ему может быть выгодно, чтобы машина стояла на ремонте долго, и выгодно возвращать за нее деньги.
Представьте Ленд Крузер Прадо, который купили новым в 2020 году, до пандемии, за 3,8 млн рублей. В июне 2022 года сломался электропривод кресла водителя, собственник обратился по гарантии. Сделал все как обычно: оставил машину у дилера, ждал запчастей, но не дождался. Даже если дилер нашел, где их купить, они будут идти очень долго.
Если бы на рынке все было в порядке, пришлось бы судиться и выбивать из дилера деньги. Но в условиях кризиса тот сам будет рад выплатить все, что от него требуется по закону, в досудебном порядке. Ведь можно отремонтировать кресло запчастями с разборки, а потом продать Прадо минимум за 5 млн. Поэтому с 2022 года часто выгоднее забрать машину от дилера, дождаться запчастей и открыть новый заказ-наряд.
Когда автомобиль будет готов, дилер сообщит об этом. Оформят акт выполненных работ. Перед тем как подписывать акт, обязательно осмотрите автомобиль и убедитесь, что все неисправности устранили. Если что-то по-прежнему не работает, пишите об этом в акте.
В акте должны указать:
- Дату обращения и дату окончания ремонта.
- Неисправность, которую устранили по гарантии.
- Список работ, использованных запчастей и материалов.
Плательщиком и заказчиком работ должен быть импортер, а не владелец машины. Иначе получится, что автомобиль ремонтировали не по гарантии, а по обращению владельца. Не забирайте машину, пока не получите на руки свой экземпляр правильно оформленного акта. Если вам выдают документ, но в нем что-то не так, требуйте его переделать.
Какую ответственность несет дилер, если нарушит сроки гарантийного обслуживания
За нарушение сроков гарантийного ремонта дилер обязан выплатить 1% от стоимости автомобиля за каждый день просрочки. Кроме того, если дело дойдет до суда, можно взыскать с автодилера стоимость услуг юриста и аренды другого автомобиля на период просрочки, расходы на проведение экспертизы, штраф в размере 50% всех взысканных с продавца денег и компенсацию морального вреда. Это возможно, если у владельца будут все подтверждающие документы: заказ-наряды, акты дефектовки и акты приема-передачи автомобиля.
При нарушении срока ремонта автовладелец пишет претензию дилеру. Вот что в ней нужно указать:
- Данные автовладельца и автомобиля.
- Сведения о гарантийном ремонте, его условия.
- Дату и место передачи автомобиля на ремонт.
- Требование завершить ремонт и выплатить неустойку.
- Банковские реквизиты.
- Перечень подтверждающих документов, приложенных к претензии.
Дополнительная гарантия на автомобиль
После окончания заводской гарантии некоторые автопроизводители предлагают продлить гарантию на определенный срок и пробег за дополнительную плату. Еще такие программы могут предлагать сами дилерские центры. Это может называться расширенной гарантией, постгарантийной поддержкой или как-то еще. Но сейчас большинство автопроизводителей ушли с рынка и таких программ стало меньше. Дополнительный год гарантии можно купить на Ладу: при покупке новой машины — за 9000 Р , для автомобиля с пробегом — за 11 000 Р .
Такие программы работают как страховка на случай поломки автомобиля после окончания гарантийного срока. Дополнительная гарантия всегда платная и выгодная для дилера и автопроизводителя. Поэтому в продлении гарантии на автомобиль старше семи лет или с пробегом более 200 000 км могут отказать.
Дополнительная гарантия по условиям отличается от заводской. Обычно она подразумевает, что автомобиль должен обслуживаться только у официального дилера и только с оригинальными расходными материалами, которые куплены у него. Если владелец приедет со своими расходниками или заменит масло в другом сервисе, то в дополнительной гарантии откажут.
Еще дополнительная гарантия распространяется не на все детали и компоненты автомобиля. Обычно она покрывает самые крупные и дорогостоящие узлы: двигатель, коробку передач, систему полного привода. Проблемные детали конкретной модели, которые чаще всего выходят из строя после окончания гарантии, в расширенную гарантию не попадают. Поэтому владельцу нужно знать слабые места своего автомобиля, внимательно изучать условия дополнительной гарантии и только после этого принимать решение.
Продление может быть выгодно автомобилистам, у которых годовой пробег в два или три раза превышает средний — и заводская гарантия может закончиться уже через год или два после покупки. Еще советую продлевать гарантию на автомобили с проблемными и дорогими узлами.
Что делать, если отказывают в гарантийном обслуживании
Как написать претензию. Если официальный дилер отказывает в гарантийном ремонте, нужно написать ему новую претензию. В основном в ней должны быть те же данные, что и в первой претензии на гарантийный ремонт. Некоторые автовладельцы сдаются в борьбе с автодилером еще на этом этапе. Но претензия — это все еще досудебный порядок разрешения спора. Поэтому не стоит игнорировать ее. Возможно, автодилер пересмотрит свою позицию и дело не дойдет до суда.
Вот что необходимо указать в претензии:
- Данные владельца.
- Данные автомобиля.
- Причину обращения по гарантии.
- Дату заявления.
- Содержание отказа в гарантийном ремонте.
- Повторное требование устранить недостатки.
- Перечень документов, которые необходимо приложить к претензии.
Претензию составляют в двух экземплярах, один из которых остается у автовладельца с отметкой о вручении. Еще претензию можно направить заказным письмом с описью вложения. Сохраните квитанцию об отправке.
Претензию могут рассматривать в течение месяца. Такой срок обычно определен для получения письменного ответа. После можно обращаться в суд с исковым заявлением.
Запомнить
- Гарантию на автомобиль дает не официальный дилер, а автопроизводитель.
- Дилер не может снять автомобиль с гарантии. Он вправе отказать в гарантийном ремонте в конкретном случае, если докажет, что поломка не связана с заводским браком.
- Прежде чем отказать в гарантийном ремонте, дилер обязан провести проверку качества автомобиля.
- Владелец автомобиля может не обслуживать автомобиль у официального дилера. Это никак не влияет на гарантийные обязательства производителя. Собственнику в случае обращения по гарантии, скорее всего, придется доказывать, что сервис и запчасти сертифицированы и не могли быть причиной поломки автомобиля.
- Гарантию на автомобиль регулирует в основном закон «О защите прав потребителей».
- Федеральный закон по силе выше документов, которые оформляет официальный дилер. Поэтому в суде их могут не принять во внимание.
- При приеме-передаче автомобиля на ремонт важно получить от дилера документы, оформленные без ошибок и с правильными датами.
- Гарантия распространяется не на все запчасти и комплектующие автомобиля. А для некоторых деталей могут установить меньший срок или пробег. Эту информацию можно найти в сервисной книжке.
- Если автомобиль не может добраться до места ремонта своим ходом, то дилер должен организовать доставку или компенсировать эти расходы покупателю.
- За нарушение сроков ремонта дилер выплачивает автовладельцу компенсацию и штраф.
- Оплата дополнительной гарантии может окупиться на автомобилях с большим ежегодным пробегом или с проблемными узлами. Но владельцу важно изучить все условия, так как они отличаются от заводской гарантии.
- Если дилер отказывает в гарантийном ремонте, нужно писать претензию. Обращайтесь в суд, если на претензию не ответят или ответ будет отрицательным.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.