Что нужно знать про автогенераторы? И зачем
Генератор снабжает электричеством автомобиль во время работы двигателя и попутно заряжает аккумулятор. Коленвал через ремень вращает вал генератора, и все системы автомобиля запитываются непосредственно от генератора.
Устройство современного автомобильного генератора. Источник: Simo Nieminen / Wikimedia
Уже более полувека в автомобилях применяются только генераторы переменного тока, так как они дешевле, надёжней и компактней, чем использовавшиеся до 1960-х годов генераторы постоянного тока. При этом для питания систем автомобиля требуется постоянный ток. Для превращения переменного тока в постоянный каждый генератор имеет диодный мост.
Генерируемое напряжение напрямую зависит от скорости вращения вала генератора — чем быстрее, тем выше напряжение. Автомобиль должен получать стабильное напряжение на уровне 14 вольт. Для поддержки этого уровня в генераторах установлен регулятор, который на малых оборотах поднимает выходное напряжение, а на высоких, наоборот, пропускает в сеть только необходимые 14 В.
Итак, генератор вырабатывает электричество, диодный мост превращает переменный ток в постоянный, а регулятор поддерживает напряжение на нужном уровне.
Регулятор Hella. Графитовые стержни, расположенные снизу, — это и есть щётки генератора. Источник: AlexxandrS / DRIVE2
2. Как узнать, что генератор требует замены или ремонта?
На неисправность генератора во время работы двигателя указывают лёгкие и тяжёлые симптомы.
К лёгким относится горящая лампа ошибки АКБ и снижение яркости галогенных фар и приборной панели при низких оборотах двигателя (на холостом ходу) — стоит вам остановиться на светофоре или тронуться, как фары и приборка начнут мерцать. При таком поведении чаще всего проблема оказывается в щётках генератора.
Тяжёлый симптом — гирлянда горящих ламп, сигнализирующих об ошибках на приборной панели. Если автомобиль сообщает, что в нём сломалось вообще всё, и непонятно, как вы ещё едете, это не значит, что пора брать кредит на ремонт половины машины. Куда более вероятно, что скачки напряжения в бортовой сети привели к появлению ошибок в бортовом компьютере.
Если во время езды на приборной панели всплывают все возможные ошибки, значит, генератор не справляется с отдачей требуемого напряжения и тока. Источник: Маша Глуховская / YouTube
Если автомобиль вообще не заводится, а неприятные щелчки втягивающего реле под капотом намекают на севший аккумулятор, это ещё не значит, что сломался именно генератор, допустив разрядку батареи. Вполне возможно, что аккумулятор выработал свой ресурс и отправился в страну вечной охоты, а генератору ещё жить и жить.
3. Это генератор плохо работает или к сети подключено слишком много потребителей?
Если у вас обычный легковой автомобиль в штатном оснащении, на котором вы передвигаетесь по маршруту дом — работа — магазин, то вам едва ли придётся задумываться о замене работающего генератора: он подбирается автопроизводителем исходя из уровня энергопотребления каждой конкретной комплектации, его мощности должно хватать для стабильного питания всех систем и подзарядки аккумулятора. Также предусмотрен небольшой запас выходного тока для подключения нетребовательной электроники, вроде телефона или сумки-холодильника.
Но бывают случаи, когда мощности штатного (и совершенно исправного) генератора не хватает для питания всех потребителей в автомобиле. Если вы вдруг решите поставить в багажник огромный сабвуфер, обвешать салон динамиками и установить мощный усилитель, то это будет повод задуматься о генераторе хотя бы на 30-40 А мощнее штатного.
Каждый любитель мощного автозвука задумывается о втором генераторе. И в этом случае зачастую без самодельных креплений (на фото) не обойтись. Источник: fanngorn / DRIVE2
Так что если вы стали замечать симптомы нехватки электроэнергии, описанные в ответе на вопрос 2, хотя в автомобиле из дополнительной электроники только зарядка для смартфона — генератор явно неисправен.
А если вы поставили лампы поярче, динамики помощнее, а заодно провели электроподогрев сидений, то севший наутро аккумулятор практически наверняка укажет, что штатного генератора не хватает; переходите к вопросу 8.
4. Как проверить самому, исправен ли генератор?
Базовую диагностику можно провести, вооружившись мультиметром — недорогой, но крайне полезной в хозяйстве вещью.
Если у вас есть подозрения, что напряжение с генератора недостаточно для зарядки аккумулятора, то переведите мультиметр в режим замера напряжения при постоянном токе (DC) и коснитесь клемм проводов у аккумулятора. При работающем на холостом ходу двигателе мультиметр должен показать порядка 13,8–14,8 В. Если на клеммах аккумулятора будет меньше 13 В, это непорядок.
Простейший способ проверки генератора на работающем авто — судя по показаниям мультиметра, всё в порядке. Источник: RusLikRK / DRIVE2
Чтобы удостовериться, что дело именно в генераторе, а не в проводке, тем же мультиметром надо замерить напряжение на выходах генератора. Для этого найдите на генераторе контакт с маркировкой «30» («B+») — с него ток поступает на аккумулятор, — и проверьте напряжение между ним и кузовом автомобиля. На мультиметре должны быть те же 13,8–14,8 В.
Если у вас найдется ещё и амперметр, то можно проверить силу выдаваемого генератором тока в зависимости от нагрузки. Для этого замерьте ток на выводе «30» («B+») на холостом ходу, включив дальний свет, обогрев сидений и стекол, кондиционер, а затем поддайте газу. Рабочий генератор должен выдавать одинаковый ток вне зависимости от оборотов двигателя. Если ток скачет, значит, генератор требует внимания.
5. Что ломается в генераторах?
В генераторах бывают и механические поломки, и выход из строя электронных компонентов — последние ломаются чаще, но и чинятся проще.
Самым популярным дефектом была и остается некорректная работа регулятора, сказывающаяся на выходном напряжении генератора (оно становится недостаточным для питания авто и зарядки аккумулятора). Причина при этом будет заключаться в порче графитовых щеток и токопроводящих колец на центральном валу ротора: с годами щетки и кольца стираются, нарушается контакт, а выходное напряжение начинает плавать. Но такая поломка вряд ли грозит генератору раньше, чем через 10 лет.
Механические повреждения — очень редкий случай, они могут произойти при ДТП. Скорее генератор может просто закоротить, если на него попадёт масло или вода.
6. Можно ли ехать со сломанным генератором?
Если сломался именно генератор, а не порвался приводной ремень, то можно, но недолго — 50-150 км. Когда генератор выходит из строя, электроснабжение машины не прекращается — потребители просто переключатся с генератора на аккумулятор. Насколько хватит последнего, зависит от изношенности батареи и количества работающих потребителей.
Допустим, генератор перестал выдавать ток и вы мгновенно узнали об этом. Значит, у вас в запасе полностью заряженный аккумулятор на 55–75 А·ч. Если у вас не совсем ретро-автомобиль, то электричество нужно для работы топливного насоса, инжектора, зажигания, систем безопасности (ABS/ESP), приборной панели. При движении в темноте или под дождем потребуются фары или хотя бы габаритные огни и стеклоочистители. Добавим такие излишества в экстренной ситуации, как кондиционер, вентиляцию, обогрев стекла и сидений, круиз-контроль и музыку.
Если расходовать заряд аккумулятора максимально экономно, то при движении по трассе без пробок можно рассчитывать на 150 км пути. Когда без дополнительных потребителей не обойтись, да и аккумулятору уже лет 5-6, в запасе у вас будет порядка 50 км. Чаще всего этого достаточно, чтобы доехать до дома или ближайшей автомастерской.
А что же с приводным ремнем, упомянутым выше? Обрыв ремня также прекратит передачу крутящего момента на генератор, но это будет меньшая из проблем: в некоторых машинах от приводного ремня работает не только генератор, но и помпа системы охлаждения двигателя, так что обрыв приведет к быстрому перегреву мотора со всеми вытекающими последствиями. Поэтому при подозрении на поломку генератора в первую очередь надо проверить ремень и лишь потом сам генератор.
7. Можно ли самостоятельно починить генератор?
Да, если вы понимаете, как он устроен. В принципе, автомобильный генератор — это относительно простая и понятная деталь, которую трудно сломать по незнанию. Но сперва рекомендуем почитать соответствующие посты на DRIVE2 и посмотреть видео на YouTube.
Так как в генераторах чаще всего из строя выходит регулятор, который легко можно докупить и заменить своими руками, то самостоятельный ремонт генератора не доставит особых проблем. Из инструментов достаточно будет гаечных ключей или головок к шуруповерту.
А вот более сложный ремонт без опыта лучше не проводить — пока на генератор действует гарантия, то лучше воспользоваться ею. У производителей качественных комплектующих гарантия весьма велика. К примеру, у Hella на генераторы и стартёры она составляет честные три года.
Драйвовчанин w00dencase написал отличный подробный отчёт о самостоятельной замене в генераторе подшипников, щёток и колец. Источник: w00dencase / DRIVE2
Но, как говорится, есть нюанс. Некоторые автопроизводители, чаще всего премиальные марки, делают генераторы неремонтопригодными, с фирменными регуляторами, заменить которые можно только таким же фирменными и часто очень дорогими деталями. Если вас не устраивает цена на новый оригинальный генератор, которая может доходить до 70-100 тысяч рублей, попробуйте подобрать альтернативу от известного производителя. Например, от Hella — мы разрабатываем и производим генераторы, регуляторы и стартеры.
8. Как подобрать генератор помощнее?
Перед тем, как искать замену старому генератору, нужно точно узнать, модель с каким током у вас установлена сейчас. Простой способ узнать это: уточнить через поисковую систему, какой генератор ставится на ваш автомобиль с учётом двигателя.
Надёжный способ — заглянуть под капот и найти на генераторе наклейку с указанием мощности в амперах. Иногда до неё не так-то просто добраться, потребуется включить фонарик в телефоне или сделать несколько фотографий.
Чтобы понять, какая мощность необходима для дополнительной электроники в автомобиле, сложите мощность потребителей (если она указана в ваттах, разделите их на 12 В), прибавьте ее и запас в 20-30 А к параметрам установленного генератора.
В продаже встречаются генераторы даже на 250 А, но для экспедиционных автомобилей может потребоваться ещё больший ток. В таком случае стоит подумать об установке сразу двух генераторов.
Если вы хотите поставить генератор раза в два мощнее предыдущего, придётся подумать и о замене проводки, идущей непосредственно к генератору, — старые провода с малым сечением могут перегреться, изоляция расплавится, и случится неприятное короткое замыкание с массой авто, или провод просто сгорит.
В онлайн-каталоге можно подобрать подходящую модель для Kia, Hyundai, Ford, Volkswagen, Lada и подавляющего большинства других эксплуатируемых в России марок. За совместимость генератора с вашим автомобилем можно не беспокоиться: если каталог говорит, что для вашей модели конкретного года выпуска с конкретным объемом двигателя подходит определенный генератор Hella, значит, так оно и есть. Машина старше 10 лет? Не вопрос — для авто в возрасте Hella продолжает выпускать генераторы, ведь новой машине новый генератор обычно не нужен.
Нужен генератор на, скажем, 20-летний Land Cruiser? В мобильном приложении-каталоге Hella выберите в настройках Россию (чтобы видеть доступный ассортимент), далее марку и точную модель автомобиля. Для удобства поиска выберите тип продукта: Alternator — так по-английски называется генератор — и вы получите номер подходящего устройства, по которому его (и другие запчасти) можно потом найти в продаже. Источник: Hella
9. Если поставить генератор(ы) мощнее штатного, упадет ли мощность двигателя?
Совсем немного. Генератор переводит механическую энергию двигателя в электрическую энергию, забирая часть его мощности. Типовой КПД автогенераторов на высоких оборотах составляет 50-60%. Посчитать долю потребления генератора очень просто, для этого берем его ток, умножаем на выходное напряжение, а затем получившуюся мощность в ваттах переводим в лошадиные силы и делим на 0,6 (КПД генератора).
Например, вы захотели поставить серьёзный генератор на 150 А со стандартным для легковых автомобилей напряжением 14 В. 150 × 14 = 2100 Вт, или 2,1 кВт. В одном киловатте около 1,35 лошадиные силы. 2,1 × 1,35 = 2,8 л. с. Учитываем КПД генератора: 2,8 / 0,6 = 4,6 л.с. Генератор на 150 А заберет от двигателя максимум 5 л. с. — если у вас не атмосферная микролитражка, жить можно. Причём эти 5 л. с. генератор на 150 А будет забирать не постоянно, а только если бортовая сеть автомобиля будет потреблять все 150 А.
10. А в чем разница между дорогим и дешевым генераторами с одинаковой силой тока?
Конечно, в качестве. Серьёзные компании могут применять в обмотке провода с квадратным сечением, что позволяет уменьшить габариты генератора. Кольца и щётки у них более долговечны, валы идеально отцентрованы. Качественные диоды снабжены большими радиаторами для отвода тепла. Если низкокачественный генератор может напомнить о себе уже через 50 тыс. км, то хороший брендовый продукт пройдет 200-300 тыс. км без обслуживания. Затем потребуется очень недорогой ремонт щеток и колец, и генератор продолжит работу.
Генератор Hella. Источник: Hella
Бывают ли поддельные генераторы? Возможно, бывают, но даже на DRIVE2 постов с однозначно выявленными подделками нет — есть только редкие подозрения на подделки. Дело в том, что афтемаркет генераторов слишком мал, чтобы подпольные конторы вкладывались в производство контрафакта. Многие автовладельцы при поломке этого элемента просто обращаются в сервис и не заморачиваются поиском новых генераторов в магазинах. Кроме того, у генераторов высокая себестоимость относительно конечной цены — сказывается большое количество меди. Производителям подделок гораздо выгоднее штамповать детали для ТО и элементы подвески, спрос на которые стабильно велик, чем пытаться продавать генераторы. Проще говоря, подделок под известные бренды нет, есть просто очень дешевые и некачественные генераторы с малым сроком службы.
Как генератор влияет на обороты двигателя
При снижении оборотов двигателя, генератор уменьшает выработку ампер/вольт, из за чего, при постоянной величине потребляемого тока, снижается напряжение в сети (происходит «просадка»). Чтобы этого не происходило, надо поднимать мощность двигателя, добавляя топлива и этим удерживать необходимые обороты.
- При снижении оборотов двигателя, генератор уменьшает выработку ампер/вольт и это снижает напряжение в сети.
- Неисправность генератора на автомобиле проявляется тусклым светом фар, мерцанием на приборной панели, свистом приводного ремня и звуками из-под капота.
- Дизельные генераторы выпускаются со скоростью двигателя в 1500 и 3000 оборотов в минуту, а частота тока определяется количеством полюсов и скоростью вращения ротора.
- Подача встречного напряжения на бензогенератор может привести к короткому замыканию и перегоранию элементов.
- Перезаряд генератора грозит разрушением различных элементов и перебоями с работой электроники.
- Невозможно надежно эксплуатировать автомобиль без работающего генератора и его ремонта.
- Оптимальными оборотами для бензинового автомобиля являются 2,500-3,500 оборотов в минуту, а для держания двигателя — 750±50 об/мин.
Как ведет себя машина при неисправном генераторе
Симптомы неисправности генератора автомобиля:
- Тусклый свет фар и мерцание приборной панели
- Предупреждение на приборной панели
- Свист приводного ремня
- Разрушение ремня от перегрева
- Электрический гул или вой
- Проблематичность при запуске двигателя
- Звенящий или шуршащий звук из-под капота
Какие обороты нужны для генератора
Стандартно дизельные генераторы выпускаются со скоростью двигателя в 1500 и 3000 оборотов в минуту. Модели дизельных генераторов на 3000 оборотов лучше не использовать, а модели на 1500 об./мин.
Сколько оборотов в минуту делает генератор
Частота тока, выдаваемого генератором, определяется двумя параметрами: частотой вращения ротора и количеством полюсов на нем. Таким образом, двухполюсный ротор для создания тока с частотой 50 Гц должен вращаться с частотой 3000 об/мин, а четырехполюсный — 1500 об/мин.
Что будет если подать напряжение на генератор
При подаче встречного напряжения на бензогенератор в основном сгорает статор с регулятором напряжения (AVR), так как получается короткое замыкание, (это можно наблюдать на фото) видно последствия такого включения.
Чем грозит Перезаряд генератора
Возникает риск разрушения шлангов, металлических деталей, проводов и прочих элементов, на которые попадает H2SO4 из-за кипения электролита. Кроме того, вследствие перезаряда перегорают предохранители и лампочки в салоне, начинаются перебои с работой электроники и даже возможно возгорание проводки.
Можно ли ездить на машине с неработающим генератором
В итоге: без периодического сервисного осмотра и своевременного ремонта или замены генератора невозможна надежная эксплуатация автомобиля, т. к. это может привести к большим поломкам всего авто.
Какие обороты любит бензиновый двигатель
Автовладельцу на бензиновых авто следует стараться держать мотор в диапазоне 2,500-3,500 оборотов коленвала в минуту, что позволяет несколько снизить нагрузку на двигатель.
Какие обороты должен держать
Двигатель должен работать с числом оборотов 750±50 об/мин. Если число оборотов холостого хода не соответствует требуемому значению, вращайте винт, пока значение не будет лежать в требуемых пределах.
Какие обороты двигателя нужно держать
Считается, что оптимальный диапазон оборотов атмосферного двигателя лежит в пределах 2500—4500 об/мин. Для турбированного агрегата нижняя граница может быть снижена до 2100 об/мин. Другими словами, любому мотору полезнее всего трудиться, выдавая примерно 50—70% от максимального крутящего момента.
Что будет если поставить слишком мощный генератор
Установка на Ваш автомобиль более мощного генератора ничего плохого не сделает Вашему автомобилю! А наоборот, только продлит срок службы Вашего АКБ, так как будет поддерживать его всё время в заряженном состоянии.
Сколько бензина в час расходует генератор
Чтобы узнать расход генератора в час, стандартный показатель потребления горючего для бензиновых моделей — 0,35 л — нужно умножить на показатель мощности. Так, бензиновый генератор мощностью 3 КВт, будет потреблять в час около 1 л бензина.
Сколько лошадиных сил забирает генератор
Генератор переменного тока в автомобиле отнимает в среднем около 10 л. с., это когда двигатель находится под полной нагрузкой (исследование компании ZENA, DC). Усилитель рулевого управления в среднем забирает у двигателя от 2 до 4 л.
Что может убить генератор
Как «убить» генератор:
- выход из строя коллекторных колец ротора генератора;
- преждевременный износ щеток генератора;
- пробой изоляции статора генератора;
- пробой изоляции ротора генератора;
- выход из строя обгонной муфты генератора (муфта свободного хода);
- преждевременный выход из строя подшипников генератора
Что нельзя подключать к бензиновому генератору
Среди устройств, с которыми нужно быть очень осторожными, выделяют: отопительные котлы, компьютеры, медицинское оборудование, холодильники, аудио и видеотехника. Все эти приборы нельзя подключать к обычным бензиновым или дизельным генераторам, по крайней мере, напрямую.
Что можно подключить к генератору 5 квт
Генератор 5 кВт = освещение + холодильник + насос + электроплита + телевизор + компьютер. С обслуживанием большого загородного дома справится бензиновый генератор с мощностью до 7 кВт. Причем в список оборудования может входить обогрев, подключение кондиционера до 5 кВт, обслуживание пылесоса до 1 кВт.
Сколько можно проехать на неисправном генераторе
Имейте в виду, что современный легковой автомобиль со всеми его системами потребляет приблизительно 20-25 А. Резерв для батарей емкостью 65 А∙ч — 100-120 мин. У совсем маленьких, емкостью 40–45А∙ч, — поменьше. Иными словами, без генератора (то есть без зарядки АКБ) можно двигаться не больше двух часов.
Какую клемму снимать для проверки работы генератора
Для проверки работы генератора выставьте мультиметр в режим измерения постоянного напряжения от 0 до 20 вольт. На остановленном двигателе подключите черный щуп к минусовой клемме АКБ, красный — к плюсовой. Исправный аккумулятор покажет напряжение около 12,5 вольт. Не отключая мультиметр запустите двигатель.
Как проверить генератор без прибора
Как проверить работу, если нет инструмента
Нужно запустить двигатель и включить фары ближнего света. Как и в первом случае, нужно предварительно снять минусовую клемму с аккумулятора. Если фары дают ровный стабильный свет, а такт мотора не сбивается, то генератор работает нормально.
Как понять в чем проблема в аккумуляторе или генераторе
Подсоедините один из щупов мультиметра к отрицательному выводу, другой — к положительному. Напряжение должно составлять 13–15 вольт. Если напряжение находится за пределами этого диапазона, значит генератор неисправен.
Как проверить что не работает генератор
Для проверки работы генератора выставьте мультиметр в режим измерения постоянного напряжения от 0 до 20 вольт. На остановленном двигателе подключите черный щуп к минусовой клемме АКБ, красный — к плюсовой. Исправный аккумулятор покажет напряжение около 12,5 вольт. Не отключая мультиметр запустите двигатель.
Как найти неисправность в генераторе
Основные признаки неисправности автогенератора:
- При работающем двигателе мигает (или непрерывно горит) контрольная лампа разряда аккумулятора.
- Быстрый разряд или перезаряд (выкипание) аккумуляторной батареи.
- Тусклый свет автомобильных фар, дребезжащий или тихий звуковой сигнал при работающем двигателе.
Генератор является важной составляющей автомобиля, отвечающей за поддержание заряда батареи и обеспечивающей оптимальные условия для работы электроники в автомобиле. Однако, неправильная работа генератора может привести к множеству проблем и даже повлиять на работу двигателя.
Снижение оборотов двигателя в основном влияет на работу генератора, так как при этом генератор снижает выработку ампер/вольт, что ведет к «просадке» напряжения в сети. Если генератор работает неисправно, то в автомобиле могут возникнуть следующие симптомы: тусклый свет фар и мерцание приборной панели, предупреждение на приборной панели, свист приводного ремня, разрушение ремня от перегрева, электрический гул или вой, проблематичность при запуске двигателя, звенящий или шуршащий звук из-под капота.
Обороты генератора зависят от скорости вращения ротора и количества полюсов на нем. Дизельные генераторы обычно работают на скорости двигателя в 1500 и 3000 оборотов в минуту, при этом модели на 3000 об./мин. не рекомендуются, а модели на 1500 об./мин. являются оптимальными. Частота тока, выдаваемого генератором, определяется двумя параметрами: частотой вращения ротора и количеством полюсов на нем. Таким образом, двухполюсный ротор для создания тока с частотой 50 Гц должен вращаться с частотой 3000 об/мин, а четырехполюсный — 1500 об/мин.
Если на генератор подать встречное напряжение, в основном сгорает статор с регулятором напряжения (AVR), так как получается короткое замыкание. Это может привести к множеству неприятных последствий, включая разрушение шлангов, металлических деталей, проводов и других элементов, на которые попадает H2SO4 из-за кипения электролита. Кроме того, перезаряд генератора может привести к перегоранию предохранителей и лампочек в салоне, проблемам с работой электроники и даже возможному возгоранию проводки.
Невозможно эксплуатировать автомобиль без периодического сервисного осмотра и своевременного ремонта или замены генератора, так как это может привести к серьезным поломкам всего авто. В случае бензиновых автомобилей, автовладельцу стоит попытаться держать мотор в диапазоне 2,500-3,500 оборотов коленвала в минуту, чтобы несколько снизить нагрузку на двигатель. Двигатель должен работать с числом оборотов 750±50 об/мин, при несоответствии необходимо вращать винт, пока значение не будет лежать в требуемых пределах.
Как неисправный генератор влияет на работу двигателя
Надежная работа двигателя является ключевым фактором для эффективного функционирования любого автомобиля. Однако, неисправности в генераторе могут серьезно повлиять на его работу и даже оказать отрицательное влияние на функциональность двигателя в целом. В данной статье мы рассмотрим, как неисправный генератор может сказаться на работе двигателя и какие проблемы это может вызвать.
-
- Перегрузка двигателя из-за неисправного генератора
- Снижение мощности двигателя из-за неправильной работы генератора
- Повышенный расход топлива из-за неисправности генератора
- Ухудшение запуска двигателя из-за неисправного генератора
Перегрузка двигателя из-за неисправного генератора
Неисправный генератор может серьезно повлиять на работу двигателя автомобиля. Одной из наиболее распространенных проблем является перегрузка двигателя, которая может возникнуть в случае неисправности генератора.
Перегрузка двигателя может произойти по нескольким причинам:
Недостаточная мощность генератора: Если генератор не может обеспечить достаточную мощность для питания всех электрических приборов автомобиля, двигатель будет перегружен. Это может привести к ухудшению производительности двигателя или даже его поломке.
Неисправность регулятора напряжения: Регулятор напряжения отвечает за стабилизацию выходного напряжения генератора. Если регулятор неисправен, он может допускать слишком высокое напряжение, что приведет к перегрузке двигателя.
Порча электрической цепи: Если электрическая цепь, соединяющая генератор с двигателем, повреждена, это может привести к повышенному сопротивлению и перегрузке двигателя.
Перегрузка двигателя из-за неисправного генератора может иметь следующие последствия:
Снижение мощности двигателя: Если генератор не может осуществлять достаточное зарядное напряжение, энергия, необходимая для работы двигателя, будет недостаточной. В результате это может привести к снижению производительности двигателя и ухудшению ускорения автомобиля.
Остановка двигателя: В случае серьезной неисправности генератора и перегрузки двигателя, последнее может остановиться полностью. Если двигатель останавливается во время движения, это может представлять опасность как для водителя, так и для окружающих.
Повреждение двигателя: Перегрузка двигателя может привести к его повреждению. Постоянное превышение рабочей нагрузки может вызывать износ деталей двигателя, а также приводить к перегреву и выходу из строя.
Примерный ремонт неисправного генератора
В таблице ниже представлены ориентировочные стоимости ремонта неисправного генератора:
Деталь Стоимость Регулятор 2000 Статор 3000 Генератор 5000 Это лишь примерные цены и фактические затраты могут зависеть от модели и производителя автомобиля.
Ремонт неисправного генератора является важным шагом для предотвращения перегрузки двигателя и сохранения его производительности. Однако, если генератор невозможно отремонтировать, возможно потребуется полная замена этой детали.
Снижение мощности двигателя из-за неправильной работы генератора
Неисправность генератора может оказывать негативное влияние на работу двигателя автомобиля. Одной из возможных проблем является снижение мощности двигателя. Обратимся к таблице ниже, чтобы рассмотреть основные причины снижения мощности и их влияние на работу двигателя.
№ Причина Влияние на работу двигателя 1 Неправильная зарядка Корректное зарядное напряжение не поддерживается, что может привести к снижению мощности двигателя. Также может повредиться аккумуляторная батарея, что может повлечь за собой еще большие проблемы с электрической системой автомобиля. 2 Плохое сопротивление Если генератор имеет плохой контакт или обрыв в цепи, это будет препятствовать передаче достаточной мощности в электрическую систему автомобиля, что, в свою очередь, повлияет на работу двигателя и его мощность. 3 Повреждение регулятора Регулятор напряжения генератора отвечает за поддержание стабильного выходного напряжения. Если регулятор поврежден или неисправен, напряжение может быть неправильным, что приведет к снижению мощности двигателя. 4 Исправность ремня Ремень генератора отвечает за привод генератора. Если ремень исправный и натяжение в нем не оптимально, это может привести к снижению скорости вращения генератора и, как следствие, снижению мощности двигателя. 5 Повреждение статора Статор является одной из основных частей генератора. Если статор поврежден или неисправен, это может привести к недостаточной генерации электрической энергии, что негативно отразится на мощности двигателя. В случае снижения мощности двигателя из-за неправильной работы генератора рекомендуется обратиться к специалисту для проведения диагностики и исправления неисправности. Регулярное техническое обслуживание и проверка генератора поможет предотвратить подобные проблемы и обеспечить надежную работу автомобиля.
Повышенный расход топлива из-за неисправности генератора
Неисправность генератора влияет на работу двигателя и может привести к повышенному расходу топлива. В данном разделе рассмотрим, какие причины неисправности генератора могут вызвать увеличение расхода топлива и как это происходит.
Износ или поломка регулятора напряжения: Регулятор напряжения отвечает за поддержание стабильности выходного напряжения генератора. Если он неисправен, генератор может вырабатывать слишком высокое напряжение, что приводит к перерасходу топлива. Устройство регулятора обычно не ремонтируется, а заменяется.
Потеря компенсации возбуждения: В некоторых автомобилях используется система автоматической компенсации возбуждения генератора. Она регулирует силу тока возбуждения в зависимости от нагрузки на электрическую сеть автомобиля. Если эта система неисправна, генератор может работать с постоянно повышенным током возбуждения, что приводит к увеличению расхода топлива.
Выход из строя диодного моста: Диодный мост используется для преобразования переменного тока, создаваемого генератором, в постоянный ток. Если один или несколько диодов в мосту перегреваются или выходят из строя, генератор может работать неэффективно, потребляя больше энергии из двигателя и, соответственно, увеличивая расход топлива.
Использование неоригинальных или некачественных запчастей: Установка неоригинальных или некачественных запчастей генератора может привести к его неисправному функционированию. Например, некачественный щеточный узел может создавать плохой контакт с коллектором, что приводит к пониженной эффективности генератора и увеличению расхода топлива.
Проблемы с приводом генератора: Если привод генератора не работает должным образом, это может привести к повышенному трудозатратам двигателя для приведения его в действие. Повышенная нагрузка на двигатель приводит к увеличению расхода топлива.
В итоге, неисправность генератора может негативно сказываться на работе двигателя автомобиля, приводя к его перерасходу топлива. Поэтому важно регулярно проверять состояние и работу генератора, а также своевременно устранять выявленные неисправности. При возникновении подозрений на неисправность генератора рекомендуется обратиться к квалифицированному специалисту для проведения диагностики и ремонта.
Ухудшение запуска двигателя из-за неисправного генератора
Неисправность генератора может оказать негативное влияние на работу двигателя автомобиля, особенно при запуске мотора. В данном случае, неисправный генератор не сможет обеспечить достаточную мощность для запуска двигателя, что приведет к затруднениям. В следующем списке приведены основные причины ухудшения запуска двигателя из-за неисправного генератора:
Недостаточная мощность: Если генератор неисправен или его выходная мощность недостаточна, он не сможет обеспечить достаточный ток для питания электрических компонентов двигателя при запуске. Как результат, двигатель может запускаться медленнее или вовсе не запускаться.
Слабый аккумулятор: Генератор отвечает за зарядку аккумулятора. Если он неисправен, аккумулятор будет израсходован и не сможет предоставить достаточную энергию для запуска двигателя. Это особенно заметно в холодные дни, когда требуется больше энергии для старта двигателя.
Плохое состояние зажигания: Генератор играет важную роль в зажигании двигателя. Если он неисправен, то это может привести к плохому зажиганию, что затруднит запуск двигателя. При неисправности генератора, может возникать проблема с искрой свечей зажигания, что приводит к плохому сгоранию топлива.
Нарушение работы системы впрыска топлива: Генератор обеспечивает питание электрической системы автомобиля, включая систему впрыска топлива. Если генератор неисправен, это может привести к неправильной работе системы впрыска топлива, что в свою очередь приведет к затруднениям при запуске двигателя.
Неисправность электронных компонентов: Генератор также отвечает за подачу электроэнергии на электронные компоненты автомобиля. Если он неисправен, это может привести к нестабильной работе электроники автомобиля, включая систему зажигания, систему впрыска топлива и другие системы, что может затруднить запуск двигателя.
Таким образом, неисправность генератора может вызвать ряд проблем при запуске двигателя автомобиля. Для предотвращения этих проблем рекомендуется регулярная проверка и обслуживание генератора, а также замена неисправных компонентов вовремя.
влияет ли генератор на тягу автомобиля
Очень часто проблемы с двигателем автомобиля возникают из-за того, что в свечах зажигания между электродами неправильно выставлен зазор. Такая ситуация нередко провоцируется и тем, что производители этих деталей в большинстве случаев заявляют, что нет необходимости регулировать в свечах зажигания зазор. Но это утверждение совершено неправильное и необоснованное, потому каждому автовладельцу не лишним будет знать, как можно проверить и отрегулировать зазор в свечах зажигания.
Понятно, что если, например, нет искры на катушке зажигания, то зазор в свечах тут совершенно ни при чем. Но все равно эта величина оказывает важное влияние на работу двигателя. Для того чтобы лучше это понять, следует рассмотреть процессы, которые происходят в камере сгорания, когда от искры воспламеняется воздушно-топливная смесь. В этот момент происходит сжатие наполнения цилиндра при помощи поршня. Углеводородно-воздушная смесь при этом до предела уплотняется и чтобы искра прошла успешно через такую плотную субстанцию, нужна разница потенциалов.
✅ Почему важна регулировка зазора в свечах зажигания?
В стандартных бензиновых двигателях система зажигания устроена так, что она может нормально работать, только если все элементы механизма исправны. В частности, вам не помешает знать, как проверить катушку, как провести диагностику генератора, ведь каждый из этих узлов оказывает влияние на работоспособность двигателя.
И даже небольшое нарушение во всем этом сложном механизме, к примеру, нагар на свечах, может стать причиной не только ухудшения работы двигателя, но и его поломки. Что касается зазора в свечах зажигания, то например, если произошло его естественное увеличение, искре может попросту не хватить мощности, чтобы пробить плотную смесь воздуха и углеводорода. Естественно, придется тратить больше энергии на пробитие и как следствие, запал искры уменьшается, что в свою очередь в большинстве случаев снижает мощность двигателя.
При изучении процесса работы автомобильных свечей зажигания, нередко приходится столкнуться еще с некоторыми не до конца исследованными факторами. Именно поэтому если возникает вопрос «какие свечи следует поставить на свой автомобиль», ответ должен быть однозначный – оригинальные, которые рекомендует завод-производитель. Немаловажной является и периодическая проверка свечей, которая подразумевает определение величины зазора и ее корректировку в случае необходимости. Как правило, каждым производителем двигателя даются рекомендации по требуемому зазору и их лучше соблюдать, только так можно гарантировать качественную работу и полную исправность двигателя.
Водители со стажем, которые уже имеют четкое представление об устройстве свечей зажигания, меняя зазор в свечах, могут влиять на мощность и работу двигателя. Но следует помнить, что неправильно выставленный зазор может и негативно отразиться на мощности двигателя и на расходе топлива, а также посредственно будет причиной увеличенной нагрузки на коленвал и поршневую систему.
Также следует заметить, что в старых моделях двигателей свечной зазор не так важен, как в современных. В работе двигателей последних модификаций используются максимально сжатые смеси, а потому и требования к точности зазоров очень высоки. Например, если нарушить величину зазора свечи на четырехтактном двухлитровом четырехцилиндровом восьмиклапанном двигателе всего на 1/5 миллиметра, это увеличит расход топлива на 4% и приведет к потере двигателем мощности примерно на столько же.
Проверить и отрегулировать зазор в свечах зажигания можно как в сервисном центре, так и самостоятельно. Для правильного выставления зазора лучше всего следовать рекомендациям производителя или советам опытных автомобилистов. Не забывайте, что хотя бы через каждый 15 тыс. километров эту процедуру нужно повторять. Только так ваш автомобиль всегда будет в порядке и порадует максимумом скорости и мощи.
PSКак теперь стало ясно, свечи гораздо важнее, чем это кажется! Я даже больше узнал благодаря этой статье. Зазор важный момент для хорошей работы мотора, расхода топлива и динамики! И выделил жирным про генератор, кучу статей про него прочитал, он так же влияет на расход и динамику, если вольтаж падает при включении потребителей на 0,4В, а если на 0,6В проседает, то срочно чинить! Логи показали, что напруга у меня падает прилично и замена необходима!
Что нужно знать про автогенераторы? И зачем
Даём короткий ликбез по устройству и работе генератора в машине. Пригодится любителям тюнига, экспедиций, тому, кто хочет знать, как устроен его собственный автомобиль.
1. Зачем нужен генератор в автомобиле и как он устроен?
Генератор снабжает электричеством автомобиль во время работы двигателя и попутно заряжает аккумулятор. Коленвал через ремень вращает вал генератора, и все системы автомобиля запитываются непосредственно от генератора.
Устройство современного автомобильного генератора. Источник: Simo Nieminen / Wikimedia
Уже более полувека в автомобилях применяются только генераторы переменного тока, так как они дешевле, надёжней и компактней, чем использовавшиеся до 1960-х годов генераторы постоянного тока. При этом для питания систем автомобиля требуется постоянный ток. Для превращения переменного тока в постоянный каждый генератор имеет диодный мост.
Генерируемое напряжение напрямую зависит от скорости вращения вала генератора — чем быстрее, тем выше напряжение. Автомобиль должен получать стабильное напряжение на уровне 14 вольт. Для поддержки этого уровня в генераторах установлен регулятор, который на малых оборотах поднимает выходное напряжение, а на высоких, наоборот, пропускает в сеть только необходимые 14 В.
Итак, генератор вырабатывает электричество, диодный мост превращает переменный ток в постоянный, а регулятор поддерживает напряжение на нужном уровне.
Регулятор Hella. Графитовые стержни, расположенные снизу, — это и есть щётки генератора. Источник: AlexxandrS / DRIVE2
2. Как узнать, что генератор требует замены или ремонта?
На неисправность генератора во время работы двигателя указывают лёгкие и тяжёлые симптомы.
К лёгким относится горящая лампа ошибки АКБ и снижение яркости галогенных фар и приборной панели при низких оборотах двигателя (на холостом ходу) — стоит вам остановиться на светофоре или тронуться, как фары и приборка начнут мерцать. При таком поведении чаще всего проблема оказывается в щётках генератора.
Тяжёлый симптом — гирлянда горящих ламп, сигнализирующих об ошибках на приборной панели. Если автомобиль сообщает, что в нём сломалось вообще всё, и непонятно, как вы ещё едете, это не значит, что пора брать кредит на ремонт половины машины. Куда более вероятно, что скачки напряжения в бортовой сети привели к появлению ошибок в бортовом компьютере.
Если во время езды на приборной панели всплывают все возможные ошибки, значит, генератор не справляется с отдачей требуемого напряжения и тока. Источник: Маша Глуховская / YouTube
Если автомобиль вообще не заводится, а неприятные щелчки втягивающего реле под капотом намекают на севший аккумулятор, это ещё не значит, что сломался именно генератор, допустив разрядку батареи. Вполне возможно, что аккумулятор выработал свой ресурс и отправился в страну вечной охоты, а генератору ещё жить и жить.
3. Это генератор плохо работает или к сети подключено слишком много потребителей?
Если у вас обычный легковой автомобиль в штатном оснащении, на котором вы передвигаетесь по маршруту дом — работа — магазин, то вам едва ли придётся задумываться о замене работающего генератора: он подбирается автопроизводителем исходя из уровня энергопотребления каждой конкретной комплектации, его мощности должно хватать для стабильного питания всех систем и подзарядки аккумулятора. Также предусмотрен небольшой запас выходного тока для подключения нетребовательной электроники, вроде телефона или сумки-холодильника.
Но бывают случаи, когда мощности штатного (и совершенно исправного) генератора не хватает для питания всех потребителей в автомобиле. Если вы вдруг решите поставить в багажник огромный сабвуфер, обвешать салон динамиками и установить мощный усилитель, то это будет повод задуматься о генераторе хотя бы на 30-40 А мощнее штатного.
Каждый любитель мощного автозвука задумывается о втором генераторе. И в этом случае зачастую без самодельных креплений (на фото) не обойтись. Источник: fanngorn / DRIVE2
Так что если вы стали замечать симптомы нехватки электроэнергии, описанные в ответе на вопрос 2, хотя в автомобиле из дополнительной электроники только зарядка для смартфона — генератор явно неисправен.
А если вы поставили лампы поярче, динамики помощнее, а заодно провели электроподогрев сидений, то севший наутро аккумулятор практически наверняка укажет, что штатного генератора не хватает; переходите к вопросу 8.
4. Как проверить самому, исправен ли генератор?
Базовую диагностику можно провести, вооружившись мультиметром — недорогой, но крайне полезной в хозяйстве вещью.
Если у вас есть подозрения, что напряжение с генератора недостаточно для зарядки аккумулятора, то переведите мультиметр в режим замера напряжения при постоянном токе (DC) и коснитесь клемм проводов у аккумулятора. При работающем на холостом ходу двигателе мультиметр должен показать порядка 13,8–14,8 В. Если на клеммах аккумулятора будет меньше 13 В, это непорядок.
Простейший способ проверки генератора на работающем авто — судя по показаниям мультиметра, всё в порядке. Источник: RusLikRK / DRIVE2
Чтобы удостовериться, что дело именно в генераторе, а не в проводке, тем же мультиметром надо замерить напряжение на выходах генератора. Для этого найдите на генераторе контакт с маркировкой «30» («B+») — с него ток поступает на аккумулятор, — и проверьте напряжение между ним и кузовом автомобиля. На мультиметре должны быть те же 13,8–14,8 В.
Если у вас найдется ещё и амперметр, то можно проверить силу выдаваемого генератором тока в зависимости от нагрузки. Для этого замерьте ток на выводе «30» («B+») на холостом ходу, включив дальний свет, обогрев сидений и стекол, кондиционер, а затем поддайте газу. Рабочий генератор должен выдавать одинаковый ток вне зависимости от оборотов двигателя. Если ток скачет, значит, генератор требует внимания.
5. Что ломается в генераторах?
В генераторах бывают и механические поломки, и выход из строя электронных компонентов — последние ломаются чаще, но и чинятся проще.
Самым популярным дефектом была и остается некорректная работа регулятора, сказывающаяся на выходном напряжении генератора (оно становится недостаточным для питания авто и зарядки аккумулятора). Причина при этом будет заключаться в порче графитовых щеток и токопроводящих колец на центральном валу ротора: с годами щетки и кольца стираются, нарушается контакт, а выходное напряжение начинает плавать. Но такая поломка вряд ли грозит генератору раньше, чем через 10 лет.
Механические повреждения — очень редкий случай, они могут произойти при ДТП. Скорее генератор может просто закоротить, если на него попадёт масло или вода.
6. Можно ли ехать со сломанным генератором?
Если сломался именно генератор, а не порвался приводной ремень, то можно, но недолго — 50-150 км. Когда генератор выходит из строя, электроснабжение машины не прекращается — потребители просто переключатся с генератора на аккумулятор. Насколько хватит последнего, зависит от изношенности батареи и количества работающих потребителей.
Допустим, генератор перестал выдавать ток и вы мгновенно узнали об этом. Значит, у вас в запасе полностью заряженный аккумулятор на 55–75 А·ч. Если у вас не совсем ретро-автомобиль, то электричество нужно для работы топливного насоса, инжектора, зажигания, систем безопасности (ABS/ESP), приборной панели. При движении в темноте или под дождем потребуются фары или хотя бы габаритные огни и стеклоочистители. Добавим такие излишества в экстренной ситуации, как кондиционер, вентиляцию, обогрев стекла и сидений, круиз-контроль и музыку.
Если расходовать заряд аккумулятора максимально экономно, то при движении по трассе без пробок можно рассчитывать на 150 км пути. Когда без дополнительных потребителей не обойтись, да и аккумулятору уже лет 5-6, в запасе у вас будет порядка 50 км. Чаще всего этого достаточно, чтобы доехать до дома или ближайшей автомастерской.
А что же с приводным ремнем, упомянутым выше? Обрыв ремня также прекратит передачу крутящего момента на генератор, но это будет меньшая из проблем: в некоторых машинах от приводного ремня работает не только генератор, но и помпа системы охлаждения двигателя, так что обрыв приведет к быстрому перегреву мотора со всеми вытекающими последствиями. Поэтому при подозрении на поломку генератора в первую очередь надо проверить ремень и лишь потом сам генератор.
7. Можно ли самостоятельно починить генератор?
Да, если вы понимаете, как он устроен. В принципе, автомобильный генератор — это относительно простая и понятная деталь, которую трудно сломать по незнанию. Но сперва рекомендуем почитать соответствующие посты на DRIVE2 и посмотреть видео на YouTube.
Так как в генераторах чаще всего из строя выходит регулятор, который легко можно докупить и заменить своими руками, то самостоятельный ремонт генератора не доставит особых проблем. Из инструментов достаточно будет гаечных ключей или головок к шуруповерту.
А вот более сложный ремонт без опыта лучше не проводить — пока на генератор действует гарантия, то лучше воспользоваться ею. У производителей качественных комплектующих гарантия весьма велика. К примеру, у Hella на генераторы и стартёры она составляет честные три года.
Драйвовчанин w00dencase написал отличный подробный отчёт о самостоятельной замене в генераторе подшипников, щёток и колец. Источник: w00dencase / DRIVE2
Но, как говорится, есть нюанс. Некоторые автопроизводители, чаще всего премиальные марки, делают генераторы неремонтопригодными, с фирменными регуляторами, заменить которые можно только таким же фирменными и часто очень дорогими деталями. Если вас не устраивает цена на новый оригинальный генератор, которая может доходить до 70-100 тысяч рублей, попробуйте подобрать альтернативу от известного производителя. Например, от Hella — мы разрабатываем и производим генераторы, регуляторы и стартеры.
8. Как подобрать генератор помощнее?
Перед тем, как искать замену старому генератору, нужно точно узнать, модель с каким током у вас установлена сейчас. Простой способ узнать это: уточнить через поисковую систему, какой генератор ставится на ваш автомобиль с учётом двигателя.
Надёжный способ — заглянуть под капот и найти на генераторе наклейку с указанием мощности в амперах. Иногда до неё не так-то просто добраться, потребуется включить фонарик в телефоне или сделать несколько фотографий.
Чтобы понять, какая мощность необходима для дополнительной электроники в автомобиле, сложите мощность потребителей (если она указана в ваттах, разделите их на 12 В), прибавьте ее и запас в 20-30 А к параметрам установленного генератора.
В продаже встречаются генераторы даже на 250 А, но для экспедиционных автомобилей может потребоваться ещё больший ток. В таком случае стоит подумать об установке сразу двух генераторов.
Если вы хотите поставить генератор раза в два мощнее предыдущего, придётся подумать и о замене проводки, идущей непосредственно к генератору, — старые провода с малым сечением могут перегреться, изоляция расплавится, и случится неприятное короткое замыкание с массой авто, или провод просто сгорит.
В онлайн-каталоге можно подобрать подходящую модель для Kia, Hyundai, Ford, Volkswagen, Lada и подавляющего большинства других эксплуатируемых в России марок. За совместимость генератора с вашим автомобилем можно не беспокоиться: если каталог говорит, что для вашей модели конкретного года выпуска с конкретным объемом двигателя подходит определенный генератор Hella, значит, так оно и есть. Машина старше 10 лет? Не вопрос — для авто в возрасте Hella продолжает выпускать генераторы, ведь новой машине новый генератор обычно не нужен.
Нужен генератор на, скажем, 20-летний Land Cruiser? В мобильном приложении-каталоге Hella выберите в настройках Россию (чтобы видеть доступный ассортимент), далее марку и точную модель автомобиля. Для удобства поиска выберите тип продукта: Alternator — так по-английски называется генератор — и вы получите номер подходящего устройства, по которому его (и другие запчасти) можно потом найти в продаже. Источник: Hella
9. Если поставить генератор(ы) мощнее штатного, упадет ли мощность двигателя?
Совсем немного. Генератор переводит механическую энергию двигателя в электрическую энергию, забирая часть его мощности. Типовой КПД автогенераторов на высоких оборотах составляет 50-60%. Посчитать долю потребления генератора очень просто, для этого берем его ток, умножаем на выходное напряжение, а затем получившуюся мощность в ваттах переводим в лошадиные силы и делим на 0,6 (КПД генератора).
Например, вы захотели поставить серьёзный генератор на 150 А со стандартным для легковых автомобилей напряжением 14 В. 150 × 14 = 2100 Вт, или 2,1 кВт. В одном киловатте около 1,35 лошадиные силы. 2,1 × 1,35 = 2,8 л. с. Учитываем КПД генератора: 2,8 / 0,6 = 4,6 л.с. Генератор на 150 А заберет от двигателя максимум 5 л. с. — если у вас не атмосферная микролитражка, жить можно. Причём эти 5 л. с. генератор на 150 А будет забирать не постоянно, а только если бортовая сеть автомобиля будет потреблять все 150 А.
10. А в чем разница между дорогим и дешевым генераторами с одинаковой силой тока?
Конечно, в качестве. Серьёзные компании могут применять в обмотке провода с квадратным сечением, что позволяет уменьшить габариты генератора. Кольца и щётки у них более долговечны, валы идеально отцентрованы. Качественные диоды снабжены большими радиаторами для отвода тепла. Если низкокачественный генератор может напомнить о себе уже через 50 тыс. км, то хороший брендовый продукт пройдет 200-300 тыс. км без обслуживания. Затем потребуется очень недорогой ремонт щеток и колец, и генератор продолжит работу.
Генератор Hella. Источник: Hella
Бывают ли поддельные генераторы? Возможно, бывают, но даже на DRIVE2 постов с однозначно выявленными подделками нет — есть только редкие подозрения на подделки. Дело в том, что афтемаркет генераторов слишком мал, чтобы подпольные конторы вкладывались в производство контрафакта. Многие автовладельцы при поломке этого элемента просто обращаются в сервис и не заморачиваются поиском новых генераторов в магазинах. Кроме того, у генераторов высокая себестоимость относительно конечной цены — сказывается большое количество меди. Производителям подделок гораздо выгоднее штамповать детали для ТО и элементы подвески, спрос на которые стабильно велик, чем пытаться продавать генераторы. Проще говоря, подделок под известные бренды нет, есть просто очень дешевые и некачественные генераторы с малым сроком службы.
Есть ещё вопросы? Задавайте в комментариях!
Влияние генератора на работу двигателя
Автомобильный генератор – один из ключевых элементов технической начинки автомобиля, от исправности и четкости работы которого напрямую зависит сама возможность движения машины. При движении он подзаряжает аккумулятор, а также генерирует энергию, питающую различное электрооборудование. Автовладельцу важно понимать особенности конструкции и принцип работы автогенератора, его возможные неисправности, а также способы его проверки – в противном случае есть риск остаться без машины в самый неподходящий момент.
Для чего нужен генератор в автомобиле
Прежде всего, остановимся подробнее на функциях автомобильного генератора. Все современные машины оснащаются обширным перечнем электрооборудования, для которого требуется источник питания. Нужен он и для моделей, не имеющих никакой дополнительной периферии, электричество требуется, как минимум, для запуска двигателя стартером, создания искры на свечах для воспламенения топливовоздушной смеси и т.д. Чтобы обеспечить все эти потребители в автомобиле используются 2 источника – аккумуляторная батарея и генератор.
Аккумулятор накапливает энергию и может ее отдавать потребляющим устройствам, когда это необходимо. В то время как генератор, производит энергию, питает устройства и подзаряжает аккумулятор. Таким образом, если убрать из конструкции автомобиля генератор, то он сможет завестись и даже проехать некоторое время, однако после того, как заряд АКБ исчерпается, автомобиль заглохнет. Повторно завести его без «прикуривания» от другого автомобиля не удастся.
Таким образом, основными функциями автомобильного генератора являются:
Принцип работы автомобильного генератора
По характеру работы автогенератор напоминает обыкновенный электродвигатель, однако принцип его действия диаметрально противоположен: если обычный мотор преобразует энергию в механическое движение, то генератор, получая вращающий импульс от ДВС, преобразует его в электроэнергию.
Принцип работы генератора автомобиля примерно следующий. После поворота ключа в замке зажигания на обмотку ротора поступает напряжение, оно проходит через контактные кольца и блок щеток. В результате, вокруг обмотки возникает магнитное поле. Данное поле постоянно вращается вместе с ротором двигателя, при этом взаимодейсвуя со статорными обмотками. На статорных обмотка появляется ток, который подается на диодный мост. На выходе диодного моста ток уже имеет стабильную величину. Далее ток подается на регулятор напряжения, после чего он используется для питания потребителей и аккумуляторной батареи.
Важным элементом в работе генератора автомобиля является реле-регулятор напряжения. Оно необходимо для поддержания требуемых значений тока, подаваемого на аккумулятор. Без использования регулятора при повышении оборотов двигателя генератор создавал бы избыточное напряжение, которое могло бы вывести батарею из строя. Также это реле обеспечивает термокомпенсацию – при низких температурах на аккумулятор подается повышенное напряжение, при повышении рабочих температур величина напряжения будет снижаться.
Читайте также: Для чего нужна обгонная муфта генератора.
Признаки неисправности генератора
В ходе эксплуатации автомобиля в генераторе могут возникнуть различные неполадки – механические либо электрические. К первой группе относятся износ и поломка компонентов устройства, вторую группу составляют различные проблемы с обмоткой, щетками, выход из строя выпрямителя напряжения, реле-регулятора и т.д.
Своевременно выявить приближающуюся или уже случившуюся поломку генератора можно по следующим симптомам:
Читайте также: Что такое система «старт-стоп» на автомобиле.
Как проверить автомобильный генератор
Если ремонт генератора лучше все-таки доверять профессионалам, то проверку можно выполнить и самостоятельно. Первый способ диагностики – с использованием мультиметра:
Можно проверить и «дедовским» методом. Для этого запускаем двигатель, включаем небольшую нагрузку (например, фары) – и, не выключая зажигания, снимаем минусовую клемму с аккумулятора. Если мотор не заглохнет, фары не погаснут, то это значит, что генератор обеспечивает двигатель достаточным количеством энергии. Если же машина после съема клеммы глохнет, то это свидетельствует о нерабочем генераторе.
Читайте также: Что делать если сел аккумулятор в автомобиле.
Видео на тему
Постоянный недозаряд АКБ или её абсолютная разрядка в самый неподходящий момент — головная боль многих автовладельцев. Одним из источников этих проблем может быть генератор. Но как его проверить? Возможно, дело совсем не в нём? Давайте вместе разберёмся, сколько должен вырабатывать генератор для нормального функционирования всех систем автомобиля и поддержания АКБ в заряженном состоянии.
Как проверить работу генератора
Аккумулятор в автомобиле — важный элемент системы, который отвечает за обеспечение бортовой сети машины электричеством. Генератор используется для зарядки АКБ во время её активности. Нестабильная работа устройства, генерирующего электроэнергию, становится причиной просадки напряжения в сети и отсутствия восстановления ёмкости источника питания.
Под нормальной производительностью генератора понимается своевременное и полноценное восполнение уровня заряда аккумуляторной батареи, который под нагрузкой уменьшается. Проверка величины зарядки аккумулятора от генератора проста и может быть выполнена владельцем авто самостоятельно.
Диагностика автомобильного устройства, генерирующего энергию, включает в себя визуальный осмотр агрегата, его элементов и сопутствующих деталей, а также осуществление замеров напряжения и силы тока. Как минимум два раза в год следует проверять натяжение ремня приводов, чрезмерное ослабление которого приводит к уменьшению работоспособности генератора, а иногда может повлечь за собой и поломку устройства. Раз в год можно осуществлять проверку элементов оборудования — креплений, диодного моста, регулятора напряжения и других. Гарантией отсутствия проблем будет и своевременное обслуживание аккумулятора — чистка клемм, добавление дистиллированной воды.
Диагностика таких показателей, как напряжение, сила тока, сопротивление, необходима также два раза в год. Для её осуществления вам понадобятся специальные приборы — вольтметр, мультиметр или нагрузочная вилка.
Какая зарядка должна идти на аккумулятор с генератора
Традиционно считается, что 13,5—14,5В должен выдавать генератор на АКБ и этого совершенно хватает для восполнения затрат аккумуляторной батареи.
Стоит учитывать, что использование на автомобиле батареи большей мощности, чем рекомендует изготовитель, требует и установки более производительного генерирующего устройства.
Необходимо учесть ту нагрузку, которую должен выдерживать генератор — она высчитывается по максимальным показателям всех электроприборов и систем авто.
Не стоит забывать, что зарядный ток от устройства, генерирующего энергию, позволит завести машину в холодное время года. Для того чтобы не возникало проблем с заводом автомобиля, мы рекомендуем приобретать генерирующее оборудование, ток заряда которого будет составлять примерно 10% от ёмкости источника питания. То есть для аккумулятора в 100 А/ч необходим генератор, который сможет выдать 10А. Обратите внимание, для многих машин оборудование в 100 ампер будет работать на пределе своих возможностей, потому что энергопотребление автомобильной системы в районе 80 ампер. Поэтому выбор источника, генерирующего энергию, должен учитывать и ёмкость АКБ, и потребление в сети.
Как проверить напряжение генератора на аккумуляторе
Разность потенциалов можно диагностировать двумя способами — непосредственно на генерирующем оборудовании и через аккумулятор. Генератор напрямую связан с источником питания толстым проводом, потому для проверки уровня разницы потенциалов можно измерить напряжение на источнике питания. Для этого потребуются специальные устройства — вольтметр, мультиметр или нагрузочная вилка.
Провода первых измерительных приборов подключаются к АКБ в любой последовательности. Вилка должна быть соединена с клеммами аккумуляторной батареи со строгим соблюдением полярности. Принято считать, что нормальное напряжение в сети должно быть не ниже 12 вольт. На холостом ходу без включения всех электрических приборов автомобиля этот показатель должен быть на уровне 13,5—14В. Падение значений напряжения до 13,3—13,8 вольта считается допустимым.
В то же время обычным тестирующим оборудованием можно проверить сопротивление элементов генератора — ротора, статора и диодного моста. Диагностика роторного оборудования осуществляется по его обмотке. Необходимо соединить щупы устройства с контактными кольцами. Если мультиметр даёт показания от 2, 3 до 5,1 Ом, то этот элемент исправен. Потребление тока обмоткой должно быть в пределах 3—4,5 ампер.
Её нормальное сопротивление — 0,2 Ома. Проверка диодного моста осуществляется по наличию или отсутствию сопротивления, показатели не имеют значения. Единственное, стоит учесть — нулевого измерения быть не должно. Замеры осуществляются попарно — плюсовой выход и все пластины с этой стороны или минус и все элементы.
Напоминаем, что для нормальной зарядки автомобильного аккумулятора напряжение, выдаваемое генератором, должно быть от 13,5 до 14 вольт.
Сколько ампер выдаёт автомобильный генератор на аккумулятор
Сила тока, необходимая электросистеме каждого авто, индивидуальна и зависит от количества потребителей электричества и их значений. А также ток заряда должен быть достаточным для зарядки источника питания.
Стоит отметить, что показания ампер появляются только тогда, когда в электросистеме автомобиля есть нагрузка и, соответственно, разрядка АКБ. После запуска двигателя машины, ток заряда составляет около 6—10 ампер и со временем падает, потому что идёт заряд аккумулятора, принимающего на себя основное потребление энергии. Если включить дополнительно оборудование — фары, магнитолу или обогрев зеркал, то можно увидеть повышение значений зарядного тока.
Во время покупки генератора обращайте внимание на его технические характеристики, которые производитель указывает на корпусе — именно там вы найдёте информацию о том, какой ток максимально будет поступать на аккумулятор.
В таблице ниже можно посмотреть примерные значения силы тока, которые показывает генератор при различной нагрузке.
Таблица 1. Сколько ампер выдает генератор под нагрузкой.
Признаки неисправности генератора
В современных машинах поломки электрической системы — одни из распространённых. Большое количество электроники обязывает особо тщательно контролировать работу и состояние генератора и аккумулятора, потому что их выход из строя может обездвижить автомобиль. Самыми популярными признаками неисправности генератора являются:
Если вы заметили некорректную работу автомобиля, то, возможно, ток зарядки аккумулятора от генератора недостаточен.
Все неисправности электротехнического оборудования, к которому относится генерирующее энергию устройство автомобиля, являются механическими (деформация или поломка креплений, корпуса, нарушение работы подшипников, прижимных пружин, ремня привода и др.) или электрическими (обрывы обмоток, неисправности диодного моста, выгорание или износ щёток, замыкания между витками, пробои и пр.).
Не стоит списывать неработающий генератор со счетов: узнайте, есть ли ремкомплекты и запасные части. По возможности замените их. Если вы не можете самостоятельно осуществить ремонтные работы, то отдайте генератор в мастерскую. Многие умельцы сумеют восстановить агрегат без лишних затрат и в кратчайшее время.
Однако отдельные поломки требуют покупки нового устройства, генерирующего электроэнергию. Например, выходящий из строя подшипник, который впаян в корпус генератора не подлежит восстановлению или замене в большинстве случаев.
Помните, что поломка этого узла может быть вызвана не только износом и коррозией, но и плохим качеством элементов, комплектующих; чрезмерная нагрузка; внешнее воздействие солей, жидкостей, температур.
Другие причины низкого напряжения
Не всегда малая разность потенциалов в системе связана с поломкой генератора или плохим аккумулятором. Если диагностика этих элементов не выявила никаких неполадок, то стоит обратить своё внимание на следующее:
Каждый контакт должен быть плотно примыкающим и целостным, то есть необходимо отсутствие образований (например, сульфации), которые будут нарушать прохождение тока. Неправильное соединение контактов приводит к ускоренному разряду батареи даже на незаведенной машине.
Чтобы улучшить примыкание элементов электросистемы автомобиля, необходимо зачистить все контакты и восстановить целостность проводов с помощью их замены или соединения и обмотки изоляционной лентой.
В заключение хотелось бы повторить, что устойчивая работа автомобиля требует постоянного контроля всех элементов, а особое внимание должен привлекать генератор. Аккумулятор заряжается от него и обеспечивает электричеством целую автомобильную систему. Обращайте внимание на все элементы: щётки генератора, контактные кольца, регулятор напряжения, обмотку оборудования.
Самые корректные замеры следует осуществлять при полной заряженности батареи и в различных режимах. Помните, что производитель привязывает характеристики генератора к количеству оборотов двигателя — именно они помогают вырабатывать определённый ток.
Подробное видео, как проверить генератор:
У вас есть опыт диагностики генератора и решения проблем в электрической системе автомобиля? Поделитесь, пожалуйста, вашим опытом и мнением с нашими читателями в комментариях. Если у вас есть вопросы по затронутым темам, мы будем рады на них ответить.
— Говорить о слабых местах генераторов надо с обязательной привязкой к годам выпуска автомобилей. В современных генераторах используются коллекторы малого диаметра. Из-за этого уменьшилась скорость, с которой щетки скользят по контактным кольцам коллектора. Соответственно уменьшился их износ, а экономить на высоте щеток производители пока не додумались.
Поэтому и щетки в частности, и щеточно-коллекторный узел в целом стали намного долговечнее, чем в генераторах, которые ставились на старые машины. И я бы не сказал, что щетки — номер один среди поставщиков проблем современных генераторов. В них щетки замены требуют намного реже, чем было раньше.
С этого начался наш разговор с заместителем директора ООО «Модников» Игорем Никипоренком о слабых местах и причинах неисправностей генераторов, а также о том, что должен или, наоборот, не должен делать автовладелец, если он хочет, чтобы генератор прослужил как можно дольше.
— У современных генераторов, — продолжил Игорь, — другая проблема. Почти все из них обзавелись цифровым управлением. Реле-регуляторы у них с процессором, с шиной обмена данными с блоком управления двигателем. Надежность таких реле-регуляторов пока под вопросом. Может, со временем ее улучшат, но сейчас их хватает на 3-6 лет, кому как повезет.
При этом выходят из строя они каждый раз по-разному. То «умирает» цифровая часть, которая начинает выдавать ошибки, хотя зарядка есть, то «кончается» зарядная часть, а цифровая остается исправной — ошибок нет, но и зарядки тоже нет. Разбираем генератор — он в идеальном состоянии, но реле-регулятор под замену.
Второй момент — практически все современные генераторы оснащены шкивами с обгонными муфтами. Начиналось это в свое время с дизелей, затем обгонные муфты стали появляться на машинах премиум-класса, а теперь и на обычных бензиновых автомобилях генераторы идут с обгонными муфтами.
Этот узел тоже не самый надежный — прослужит обгонная муфта чуть больше 100 тысяч километров пробега, а дальше можно ждать от нее сюрпризов.
Вот вам еще один кандидат на первый номер среди слабых мест генератора.
Но если говорить о старых моделях генераторов, где нет обгонной муфты и цифрового управления, то они, конечно, в ремонт попадают чаще всего из-за щеток.
Причины — механический износ из-за трения щеток по поверхности контактных колец коллектора и выгорание в месте контакта.
Влияет на скорость, с которой идут эти процессы, нагрузка на генератор, а также электрофизический фактор, из-за которого плюсовая щетка изнашивается быстрее минусовой. Чем хуже контакт щетки с кольцом, тем сильнее в нем искрение, а выгорание ускоряет процесс выхода щеток из строя.
В какой-то момент высота щеток уменьшается настолько, что они перестают доставать до коллектора, после чего прерывается подача тока на обмотку ротора — генератор отказывает.
Контактные кольца изнашиваются и выгорают медленнее, но после одной-двух замен щеток они тоже выходят из строя из-за глубоких канавок, которые в них «выгрызли» щетки.
Еще одна жертва механического износа — подшипники ротора. Повлиять на их досрочный выход из строя может неправильное натяжение приводного ремня.
Но все же самый главный враг — коррозия. От нее страдают все генераторы: и старого поколения, и новые. Особенно достается тем, которые расположены близко к дороге, если можно так сказать — ниже ватерлинии, или, говоря проще, на уровне полуосей. Такое размещение характерно для итальянских и французских машин, соответственно и проблем из-за коррозии с ними больше.
Генератор сильно греется во время работы и нуждается в охлаждении. Есть генераторы с водяным охлаждением, но это редкость, от их производства, кстати, сейчас вообще отказались, а подавляющее большинство генераторов — с воздушным охлаждением.
В крышках предусмотрены отверстия для вентиляции, есть в зависимости от модели одна или две крыльчатки, которые вращаются вместе с ротором. Образно говоря, это «пылесос», который вместе с воздухом затягивает и прогоняет через генератор грязь, воду, реагенты от гололеда. Что-то через вентиляционные прорези вылетает обратно, что-то остается внутри — вот в чем проблема.
Сердечник обмотки статора набирается из пластин из электротехнической стали. Этот материал очень чувствителен к коррозии. Сердечник буквально раздувается от ржавчины.
Из-за этого выбирается зазор между ротором и статором. Ротор начинает цеплять за статор, а если генератор осенью успел схватить соли, затем на машине всю зиму не ездили, то весной может оказаться, что ротор заклинил в статоре.
Нередко разбухший статор и вовсе разрывает корпус генератора — мы с такими случаями сталкиваемся регулярно.
Также коррозия может «убить» обмотки. Если щетки, обгонную муфту, реле-регулятор, подшипники можно заменить, то коррозия превращает генератор в мусор, который восстановлению не подлежит.
Кроме того, из-за воздействия соли и влаги может сгореть диодный мост. От этого часто страдают генераторы Denso на Toyota, некоторых других «японцах», Volvo, Ford. У них корпус диодного моста алюминиевый, а оболочки диодов, которые в корпус запрессованы, стальные.
Алюминий и сталь — гальваническая пара. Рассол проникает между корпусом и диодами, где затем образуется пленка окислов, которая работает как теплоизолятор.
Диоды при работе сильно нагреваются, но передача тепла в корпус нарушена. В результате диоды перегреваются и перегорают.
У генераторов Valeo на 120 и 150 ампер другая конструктивная особенность — у них приклеенные обмотки ротора. От перегрева клеевое соединение разрушается, появляется люфт, а затем и обрыв обмотки. На новых моделях на 180 ампер такого уже нет — исправили.
Впрочем, это уже частности, а если говорить в общем, то все слабые места, из-за которых генераторы попадают в ремонт, я назвал. К причинам, вызывающим неисправности, надо добавить, что вредны и технические жидкости, которые тоже, как влага и соль, могут попасть внутрь генератора.
Ситуация как со щетками стартера. Во-первых, топливо, моторное масло, жидкость из гидроусилителя руля разъедают щетки. Во-вторых, на слой жидкости налипает графитовая пыль, которая появляется в результате износа щеток. Получившаяся «каша» проводит ток, из-за чего сильнее выгорают щетки и коллектор. Кроме того, из-за грязи щетки хуже перемещаются в держателях, даже могут зависнуть в каком-то положении.
Сильно влияет на срок службы нагрузка, с которой конкретному генератору приходится работать. Чем выше нагрузка, тем сильнее генератор нагревается, а там и до перегрева недалеко.
Наихудший вариант — когда генератору приходится заряжать сильно разряженный аккумулятор и при этом вырабатывать энергию для потребителей, которые в это время также включены. Для зимы обычное дело, когда после запуска включаются все обогревы, какие в машине есть, на полную мощность работает обдув стекла и печка, включены фары, магнитола, что-то еще. Надо понимать, что в этот момент генератор работает фактически на расчетном пределе, а значит, быстрее расходует свой ресурс. Если это повторяется раз за разом, не стоит ожидать от генератора максимально возможного срока службы.
Если же автомобилю в хозяева достанется любитель тюнинга, который к штатному электрооборудованию добавит мощный сабвуфер, что-нибудь еще, тогда и вовсе беда, потому что дополнительное оборудование нарушает энергетический баланс, предусмотренный производителем машины. Современные генераторы заметно мощнее старых, но по размерам они в лучшем случае остались такими же, а часто даже стали меньше. Соответственно уменьшились детали, те же подшипники, например. Поэтому современные генераторы не имеют лишнего запаса надежности по отношению к механическим и электрическим нагрузкам, тем более к перегрузкам.
Наибольшая перегрузка для генератора — «прикуривание» с работающим двигателем на донорском автомобиле. Это даже не перегрузка — генератор на работу в режиме, который сопоставим с режимом короткого замыкания, не рассчитан вообще. Аккумулятор рассчитан, генератор — нет. Пока люди будут «прикуривать», не заглушив мотор «донора», мы без работы не останемся.
Бывает также, что при подключении проводов для «прикуривания» путают клеммы, а в результате сгорает диодный мост.
Быстрая проверка исправности генератора сбрасыванием клеммы с аккумулятора при заведенном двигателе или чирканьем провода от выводной клеммы генератора по «массе», которой пользовались наши отцы и деды, для современных генераторов очень опасна. Кое-кто по старинке или по совету старших товарищей так делает, а потом мы меняем перегоревший регулятор напряжения и диодный мост.
В чем еще проявляет себя человеческий фактор? Если ремень привода генератора должен натягиваться вручную и при этом его перетянуть, увеличивается нагрузка на подшипники, что, естественно, сокращает их срок службы. А слабо натянутый ремень скользит по шкиву, сам изнашивается и изнашивает рабочую поверхность шкива.
Большое значение имеет состояние аккумулятора. Общепринято ездить, пока батарея не отдаст концы полностью, но о том, как отражается на генераторе необходимость заряжать аккумулятор, в котором жизнь уже едва теплится, никто не задумывается. Фактически же получается, что деньги, придержанные на покупку новой батареи, пока старая не сдалась окончательно, впоследствии придется вкладывать в преждевременный ремонт генератора. И хорошую батарею, которая по каким-то причинам глубоко разрядилась, лучше заряжать до нормы на стационарном зарядном устройстве, а не с помощью генератора.
Качество аккумуляторов тоже отдельная тема. Оно снизилось. Сужу как по нашему опыту, так и по тому, насколько уменьшили гарантию продавцы аккумуляторов. Мы же сталкивались с тем, что аккумулятору год или чуть больше, а в нем уже замкнувшие банки. Такая батарея все тянет на себя — генератор горит.
Чтобы не допустить попадания внутрь генератора технических жидкостей, нельзя мешкать с устранением течей из узлов и трубок, расположенных выше генератора. Если задумали помыть двигатель — генератор, как и стартер, оберните целлофаном.
В эксплуатации единственное, что хоть как-то мешает воде и соли попасть в генератор, — защита под двигателем. Пластиковую защиту на наших дорогах часто ломают, обрывают, теряют, но это форс-мажор, а некоторые владельцы ее вообще убирают, чтобы облегчить себе работы по обслуживанию машины, — это уже никуда не годится. Наверное, таким владельцам будет полезно хотя бы на фотографиях увидеть то, с чем мы в своей практике сталкиваемся ежедневно.
Благодарим за консультацию и помощь в организации фотосъемки ООО «Модников»