Воздушная пробка в системе охлаждения автомобиля может вызвать перегрев двигателя и его повреждение. Она часто возникает из-за плохой герметизации или неправильной замены охлаждающей жидкости. Знание методов устранения воздушной пробки важно для автовладельцев. В этой статье рассмотрим эффективные способы удаления воздушной пробки, что поможет поддерживать оптимальную работу двигателя и продлить срок службы автомобиля.
Почему образуется воздушная пробка в системе охлаждения
-
Уровень охлаждающей жидкости (ОЖ) опустился ниже минимальной отметки в бачке. В шланге под бачком присутствует воздух. При добавлении ОЖ в бачок воздух может застрять, образуя воздушную пробку. Если уровень жидкости значительно снижен, при доливке может возникнуть большая пробка даже в блоке цилиндров.
-
Заменены компоненты системы охлаждения и отопления – радиатор, патрубки и радиатор печки. Воздушная пробка появится, если заменить патрубок или шланг без предварительного слива жидкости и последующего заполнения системы. В таком случае в систему попадает шланг с воздухом, и выше его уровня также будет воздух, так как вся жидкость вытекает при снятии шланга.
Перед заменой обычно сливают всю охлаждающую жидкость, затем заливают её по правилам, чтобы избежать пробок:
- Откручиваются заглушки для выпуска воздуха.
- Жидкость добавляется небольшими порциями.
- Запускается двигатель.
Во время работы двигателя помпа прокачивает жидкость по системе. Если есть воздушная пробка, она будет двигаться к бачку и выходить в виде пузырьков. Крышка бачка должна быть откручена.
Системы охлаждения различаются у разных марок и моделей автомобилей. Схемы заливки жидкостей после ремонта и расположение воздушных заглушек могут отличаться. Процедуру следует выполнять в соответствии с инструкциями для каждой модели.
Эксперты в области автомобильной техники подчеркивают важность регулярного обслуживания системы охлаждения для предотвращения образования воздушных пробок. Основной рекомендацией является использование качественного антифриза, который способствует лучшему теплообмену и снижает риск образования пузырьков воздуха. При возникновении воздушной пробки специалисты советуют выполнить несколько шагов. Во-первых, необходимо проверить уровень охлаждающей жидкости и при необходимости долить ее до нужного уровня. Затем рекомендуется запустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу, периодически увеличивая обороты. Это поможет воздуху выйти из системы. Также важно следить за работой термостата и радиатора, так как их неисправности могут способствовать образованию пробок. В некоторых случаях может потребоваться прокачка системы с помощью специального оборудования, что лучше доверить профессионалам.
Воздушная пробка в системе охлаждения симптомы
- Шипящие (кипящие) звуки в двигателе, печке.
- При включенной печке воздух холодный (завоздушена сама печка).
- Двигатель быстро перегревается
- При полном сливе и замене ОЖ назад было влито меньше, чем указано.
Например, если в Инструкции указана ёмкость системы 5 л, то после полного слива должно снова быть влито столько же. Если бачок долит до нормы, а жидкости ушло меньше – в системе образовалась пробка.
У некоторых современных авто бачок закручивается крышкой с клапаном. При работе такой системы в ней образуется давление выше атмосферного. Делается это для того, чтобы повысить температуру закипания жидкости. Например, при давлении в 1 бар (1 атм) жидкость закипает при 100 ℃. При повышенном давлении для закипания требуется большая температура. В таких системах, при наглухо закрученной крышке бачка воздушная пробка может не выйти через бачок и будет дальше циркулировать по всей системе.
Проблема | Возможные причины | Способы устранения |
---|---|---|
Воздушная пробка в системе охлаждения | Неправильное заполнение системы охлаждающей жидкостью; Повреждение шлангов или патрубков; Неисправность термостата; Завоздушивание после ремонта; Низкий уровень охлаждающей жидкости | Прокачка системы охлаждения; Замена поврежденных шлангов/патрубков; Замена термостата; Многократное заполнение и слив ОЖ; Добавление ОЖ до необходимого уровня; Использование специального устройства для удаления воздуха |
Перегрев двигателя | Воздушная пробка, препятствующая нормальной циркуляции ОЖ; Недостаточный уровень ОЖ; Неисправность помпы; Засор радиатора | Устранение воздушной пробки; Долив ОЖ до необходимого уровня; Замена помпы; Промывка радиатора |
Неравномерный нагрев двигателя | Воздушная пробка, создающая “холодные” зоны; Неисправность термостата | Устранение воздушной пробки; Замена термостата |
Снижение эффективности охлаждения | Наличие воздуха в системе; Образование воздушных карманов | Прокачка системы; Многократное заполнение и слив ОЖ |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, как избавиться от воздушной пробки в системе охлаждения:
-
Эффект “горячего воздуха”: Воздушные пробки в системе охлаждения могут привести к перегреву двигателя, так как воздух не проводит тепло так эффективно, как охлаждающая жидкость. Это может вызвать серьезные повреждения двигателя. Поэтому важно регулярно проверять и прокачивать систему охлаждения, особенно после замены жидкости.
-
Методы прокачки: Существует несколько методов удаления воздушных пробок, включая использование специального оборудования, такого как вакуумные насосы, которые могут удалить воздух из системы, не допуская попадания воздуха обратно. Также можно использовать метод “подъема” автомобиля, чтобы помочь воздуху выйти из системы.
-
Значение термостата: Термостат играет ключевую роль в предотвращении образования воздушных пробок. Если термостат заедает в закрытом положении, это может привести к образованию горячих зон в системе охлаждения. Регулярная проверка и замена термостата при необходимости могут помочь избежать проблем с воздушными пробками.
Как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения
На некоторых автомобилях воздух может покидать систему во время работы двигателя. Это происходит, когда воздух попадает в расширительный бачок и выходит наружу, что снижает уровень охлаждающей жидкости и может потребовать её доливки. Если после ремонта сразу начать движение, существует риск перегрева двигателя из-за воздушной пробки. Когда пробка выходит через бачок, уровень жидкости падает ниже допустимого, что также может привести к перегреву. При критически низком уровне после доливки может возникнуть новая пробка.
- Полностью слейте охлаждающую жидкость и залейте её заново, следуя регламенту технического обслуживания вашего автомобиля. Открутите заглушки для удаления воздуха или снимите патрубки, согласно инструкции для вашей модели.
- Долейте жидкость до уровня одной трети бачка, не закручивая пробку. Прогрейте двигатель до открытия термостата (циркуляция по большому кругу). Во время циркуляции пробка может переместиться в систему отопления, радиатор или блок цилиндров, но в конечном итоге выйдет наружу через бачок в виде пузырьков воздуха.
После выхода воздуха долейте охлаждающую жидкость до необходимого уровня и закрутите крышку.
Профилактика образования воздушных пробок в системе охлаждения
Для того чтобы избежать образования воздушных пробок в системе охлаждения, необходимо соблюдать ряд профилактических мер, которые помогут поддерживать систему в исправном состоянии и предотвратить возникновение проблем. Ниже представлены основные рекомендации по профилактике.
Регулярная проверка уровня охлаждающей жидкости
Одним из ключевых аспектов профилактики является регулярная проверка уровня охлаждающей жидкости в радиаторе и расширительном бачке. Низкий уровень жидкости может привести к образованию воздушных пробок. Рекомендуется проверять уровень охлаждающей жидкости не реже одного раза в месяц, особенно перед длительными поездками.
Использование качественной охлаждающей жидкости
Выбор качественной охлаждающей жидкости также играет важную роль в предотвращении образования воздушных пробок. Необходимо использовать жидкости, соответствующие рекомендациям производителя автомобиля. Некачественные или неподходящие жидкости могут привести к образованию осадка и, как следствие, к засорению системы, что увеличивает риск появления воздушных пробок.
Проверка герметичности системы охлаждения
Герметичность системы охлаждения — еще один важный аспект. Необходимо регулярно проверять все соединения, шланги и радиатор на наличие утечек. Даже небольшие утечки могут привести к снижению уровня охлаждающей жидкости и образованию воздушных пробок. Если обнаружены утечки, их следует устранить как можно скорее.
Проведение регулярного обслуживания
Регулярное техническое обслуживание автомобиля включает в себя проверку и промывку системы охлаждения. Это поможет удалить возможные загрязнения и отложения, которые могут способствовать образованию воздушных пробок. Рекомендуется проводить полную промывку системы охлаждения каждые два года или в соответствии с рекомендациями производителя.
Правильная установка термостата
Термостат играет важную роль в поддержании оптимальной температуры двигателя и предотвращении перегрева. Неправильная установка термостата может привести к его заеданию в закрытом положении, что, в свою очередь, может вызвать образование воздушных пробок. Убедитесь, что термостат установлен правильно и функционирует должным образом.
Использование системы прокачки
При замене охлаждающей жидкости или проведении ремонта системы охлаждения рекомендуется использовать систему прокачки. Это поможет удалить воздух из системы и предотвратить образование пробок. Существуют специальные устройства для прокачки, которые позволяют эффективно удалить воздух из системы.
Обращение к специалистам
Если вы не уверены в своих силах или не имеете достаточного опыта, лучше обратиться к специалистам. Профессионалы смогут провести диагностику и обслуживание системы охлаждения, что поможет избежать проблем в будущем. Регулярное обращение к специалистам также позволит выявить потенциальные проблемы на ранних стадиях.
Соблюдение этих рекомендаций поможет значительно снизить риск образования воздушных пробок в системе охлаждения вашего автомобиля, что, в свою очередь, обеспечит его надежную работу и продлит срок службы двигателя.
Вопрос-ответ
Что будет, если ездить с воздушной пробкой в системе охлаждения?
Наличие воздуха в системе охлаждения двигателя приводит к появлению воздушных пробок, перекрывается ток антифриза. После чего двигатель уже не может правильно охлаждаться, что приводит к перегреву и серьезным поломкам силового агрегата.
Как понять, есть ли воздушная пробка в системе охлаждения?
Чтобы определить наличие воздушной пробки в системе охлаждения, обратите внимание на признаки, такие как перегрев двигателя, шумы в радиаторе или трубках, а также неравномерное движение охлаждающей жидкости. Также можно проверить уровень охлаждающей жидкости: если он низкий, это может указывать на наличие воздуха в системе. Для более точной диагностики рекомендуется провести прокачку системы, чтобы удалить возможные воздушные карманы.
Как выгнать воздушную пробку из радиатора печки?
Снимите крышку расширительного бачка. Накройте горлышко чистой тканью или подсоедините шланг и продуйте его, чтобы стравить воздух из системы. Дуйте до тех пор, пока из снятого патрубка не начнет выливаться жидкость. После этого сразу наденьте шланг обратно.
Как залить антифриз, чтобы не было воздушной пробки?
Залить антифриз до отметки max на расширительном бачке, закрутить крышку бачка, запустить мотор, включить печку, дождаться, пока жидкость заполнит все каналы и ее уровень опустится до отметки min, заглушить двигатель, долить антифриз и снова включить мотор.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы убедитесь, что двигатель холодный. Это поможет избежать ожогов и повреждений. Откройте крышку радиатора или расширительного бачка, чтобы снизить давление в системе и предотвратить возможные травмы.
СОВЕТ №2
Используйте метод “подъема передней части автомобиля”. Поднимите переднюю часть автомобиля с помощью домкрата, чтобы создать уклон, который поможет воздуху выйти из системы охлаждения. Это особенно эффективно, если вы используете шланг для прокачки жидкости.
СОВЕТ №3
Проверьте уровень охлаждающей жидкости. Если уровень жидкости низкий, это может способствовать образованию воздушных пробок. Добавьте необходимое количество охлаждающей жидкости, чтобы обеспечить правильное функционирование системы.
СОВЕТ №4
После удаления воздушной пробки обязательно проведите тест-драйв автомобиля. Это поможет убедиться, что система охлаждения работает правильно и не перегревается. Следите за показателями температуры и уровнем жидкости в течение нескольких дней после ремонта.